Центр оценки квалификации (ЦОК) – что это такое

Центр оценки квалификации (ЦОК) – что это такое

3 июля 2016 года Президент России подписал Федеральный закон №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» ФЗ вступил в силу с 1 января 2017 года и является базовым документом, регулирующим формирование объединениями работодателей системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.

Координатором системы независимой оценки квалификации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК). При Национальном совете действуют отраслевые Советы по профессиональным квалификациям , которые наделяются полномочием по отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации (центры оценки квалификации). Центры оценки квалификации (далее ЦОК) проводят оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформляют ее результаты. ЦОК – это юридическое лицо, наделенное полномочиями и осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Независимая оценка квалификации – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификации для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Свидетельство о квалификации – документ государственного образца, подтверждающий успешное прохождение профессионального экзамена в рамках №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сведения о выданных свидетельствах вносятся в единый реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Процедура независимой оценки квалификации

Соискатель на основе профстандарта выбирает уровень квалификации для проведения независимой оценки квалификации, направляет пакет документов исходя из требований к данному уровню квалификации, проходит профессиональный экзамен в форме теоретической и практической части, получает свидетельство о квалификации – документ государственного образца, подтверждающий уровень квалификации соискателя.

Профессиональный стандарт – это документ, определяющий характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Цель введения системы профстандартов – повышение качества трудовых ресурсов, рост профессионализма работников и, как результат, повышение конкурентоспособности экономики страны в целом. Профстандарты создаются с привлечением работодателей, т.е. отражают актуальные требования работодателей к подготовке специалистов.

Применение профстандартов организацией означает:

  • Приведение в соответствие профстандартам штатного расписания организации трудовых договоров (в части наименования профессии)
  • Проверка на соответствие профстандартам персонала организации (в Центрах оценки квалификации)
  • По результатам оценки провести меры по обучению (переобучению) персонала, не соответствующего необходимому уровню квалификации

Применение профстандартов в организациях (на предприятиях и т.д.) позволяет контролировать затраты на персонал и его развитие, т.е. повысить эффективность бизнеса в целом. Профстандарты регистрируются в Минюсте России как нормативные правовые акты, т.е. «общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение».

В соответствии с изменениями, внесенными в «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений», ФГОС профессионального образования должны соответствовать профстандартам. Образовательные организации согласно ФЗ «О независимой оценке квалификации» не могут быть аттестованы в качестве Центров оценки квалификации. ЦОК и образовательные организации могут сотрудничать в рамках использования материально-технической базы друг друга, а также обмена опытом между экспертами ЦОК и преподавателями.

Налоговые льготы при прохождении независимой оценки квалификации. Принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2017), который предоставил определенные налоговые льготы соискателям, проходящим независимую оценку квалификации, и работодателям, направляющим их в центр оценки квалификации. Сумма платы за прохождение независимой оценки квалификации не облагается НДФЛ (п.21.1 ст.217 НК РФ). Плательщику НДФЛ предоставляется социальный налоговый вычет по этому налогу в сумме, уплаченной в течение налогового периода (календарного года) за прохождение независимой оценки квалификации. Расходы работодателя учитывают в составе затрат при исчислении налога на прибыль организации, с учетом условий, что независимая оценка квалификации работников должна проводиться на основании договора об оказании услуг на проведение такой оценки, и у работодателя должны быть заключены трудовые договоры с работниками, которые направлены в центр оценки квалификации.

Преимущества квалифицированных специалистов:

  • документальное подтверждение независимой организацией квалификации и профессионального мастерства специалист;
  • персональное преимущество для роста карьеры;
  • повышение имиджа, рейтинга и конкурентоспособности специалиста в области предоставляемых услуг;
  • обеспечение потребности организаций и частных заказчиков в квалифицированных специалистах;
  • уверенность специалистов в собственных возможностях, психологическая комфортность, доверие руководства организации и уважение коллег.

Преимущества для работодателя:

  • существенная экономия времени на поиске, отборе и оценке кандидатов на вакантные места;
  • оформление на работу только компетентных и мотивированных сотрудников;
  • регулярная диагностика компетенций сотрудников согласно содержанию профессиональных стандартов, разрабатываемых ассоциациями работодателей.

Официальные документы

Национальная система профессиональных квалификаций

В России создана национальная система профессиональных квалификаций. Эту работу возглавляет Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (сокращенно — НСПК). Он был создан Указом Президента РФ от 16 апреля 2014 г. № 249.

Председатель Национального Совета

Александр Николаевич Шохин — Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей».

Подробнее о работе Национального совета на сайте http://nspkrf.ru/.

Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка

НСПК поручил независимую оценку профессиональной квалификации бухгалтеров Совету по профессиональным квалификациям финансового рынка (Сокращенно — СПКФР).

Председатель Совета

Александр Васильевич Мурычев — Вице-Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей».

Подробнее о работе Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка на сайте http://asprof.ru/.

Скачать презентацию о работе Совета.

Независимая оценка квалификации

Независимая оценка квалификации — это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством. Эта оценка проводится Центрами оценки квалификаций. Полный реестр аккредитованных ЦОК доступен по ссылке.

Независимая оценка проводится в форме профессионального экзамена Центром оценки квалификаций. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Документы о Независимой оценке квалификаций

  • Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;
  • Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;
  • Документы НСПК
  • Документы Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка.
  • Постановление правительства РФ № 1204 от 16.11.2016 г. «Об утверждении правил проведения экзамена по независимой оценке квалификации в форме профессионального экзамена»

Сведения о квалификациях

Перед прохождением профессионального экзамена соискатель выбирает квалификацию. По ней будет проведено тестирование и выдано Свидетельство о квалификации, информация о котором будет занесена в Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации Министерства труда и социальной защиты РФ и Национального агентства развития квалификаций

Срок действия свидетельства — 3 года.

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (код 08.002, рег. № 309, приказ Минтруда России № 1061н от 22.12.2014 г., зарегистрирован Минюстом России 23.01.2015 г. , рег. № 35697).

Квалификации для бухгалтеров (уровень 5)

Реестровый номер профессиональной квалификации

Код трудовой функции по профстандарту

08.00200.01.

А

08.00200.02.
Наименование профессиональной квалификацииНаименование трудовой функции (описание квалификации)Уровни (подуровни) квалификации
БухгалтерПринятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта, денежные измерения объектов бухучета, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни5
Бухгалтер организации государственного сектора
02-00014Бухгалтер финансовой организации

Квалификации для главбухов (уровень 6)

Реестровый номер профессиональной квалификации

Код трудовой функции по профстандарту

08.00200.04.

В/01.6

08.00200.05.08.00200.07.

В/02.6

08.00200.08.08.00200.10.

В/03.6

08.00200.11.08.00200.13.

В/04.6

08.00200.14.08.00200.15.
Наименование профессиональной квалификацииНаименование трудовой функции (описание квалификации)Уровни (подуровни) квалификации
Главный бухгалтер Главный бухгалтерСоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности6
Главный бухгалтер организации государственного сектора
Главный бухгалтер с функцией составления консолидированной финансовой отчетностиСоставление консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО или МСФО для общественного сектора
Главный бухгалтер организации государственного сектора с функцией составления консолидированной финансовой отчетности
Главный бухгалтер с функцией внутреннего контроляВнутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Главный бухгалтер организации государственного сектора с функцией внутреннего контроля
Главный бухгалтер с функцией налогообложенияВедение налогового учета и составления налоговой отчетности, налоговое планирование
Главный бухгалтер с функцией управления финансами
Главный бухгалтер организации государственного сектора с функцией управления финансами

Квалификационные требования

Для бухгалтеров

Требования к образованию и обучениюСреднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена
Дополнительное профессиональное образование по специальным программам
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе

Для главбухов

Требования к образованию и обучениюВысшее образование
Среднее профессиональное образование
Дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
Требования к опыту практической работыНе менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, при наличии высшего образования — не менее трех лет из последних пяти календарных лет
Особые условия допуска к работеВ отдельных экономических субъектах к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться дополнительные требования

Перечень документов для допуска к экзамену

  1. Заявление (образец) Личное заявление;
  2. Паспорт (копии);
  3. Копия диплома об образовании, включая дипломы (свидетельства) по профессиональной переподготовке, дополнительному образованию и повышению квалификации;
  4. Квитанция об оплате (платежное поручение с отметкой об исполнении).

Даты проведения профессиональных экзаменов

Экзамены проводятся по мере формирования групп.

г. Москва —15 июня, 6 июля, 20 июля, 10 августа, 24 августа, 14 сентября, 9 ноября, 23 ноября, 7 декабря
г. Ульяновск — 16 ноября
г. Краснодар — 13 июля, 30 ноября
г. Новосибирск — 17 августа, 14 декабря
г. Екатеринбург — 28 сентября
г. Санкт-Петербург — 2 ноября

Адреса экзаменационных центров ЦОК «Актион группа Главбух»:

г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, стр. 8.

г. Санкт-Петербург, ул. Воронежская, д. 5А корпус 3, ООО «Актион-пресс»

г. Новосибирск, проспект Димитрова 1/1, этаж 3, ООО «Актион-пресс»

г. Краснодар, ул. Одесская, д. 45, ООО «Актион-пресс»

г. Ульяновск, ул. Железной Дивизии, 5Б, ТЦ «Спартак», 4 этаж, ООО «Актион-пресс»

г. Екатеринбург, ул. Ф. Энгельса, д. 36, оф. 814, ООО «Профессионал СПС»

–>

ДатаМесто проведения
НОЯБРЬ
08.11.2019г. Новосибирск
22.11.2019г. Москва
29.11.2019г. Москва
ДЕКАБРЬ
06.12.2019г. Москва
13.12.2019г. Москва
ЯНВАРЬ
31.01.2020г. Москва
ФЕВРАЛЬ
07.02.2020г. Екатеринбург
28.02.2020г. Москва
МАРТ
13.03.2020г. Ульяновск
27.03.2020г. Москва
АПРЕЛЬ
17.04.2020г. Москва
МАЙ
22.05.2020г. Москва
29.05.2020г. Краснодар
ИЮНЬ
05.06.2020г. Новосибирск
19.06.2020г. Москва
26.06.2020г. Санкт-Петербург

Адреса проведения экзаменов

г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, стр. 8.

г. Новосибирск, проспект Димитрова 1/1, этаж 3, ООО «Актион-пресс»

г. Краснодар, ул. Одесская, д. 45, ООО «Актион-пресс»

г. Ульяновск, ул. Железной Дивизии, 5Б, ТЦ «Спартак», 4 этаж, ООО «Актион-пресс»

г. Екатеринбург, ул. Ф. Энгельса, д. 36, оф. 814, ООО «Профессионал СПС»

Сведения о стоимости профессиональных экзаменов

Стоимость услуги — 19 000 руб., в том числе НДС 2 898,31 руб.

О ЦОК ООО «Актион группа Главбух»

Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка наделил ООО «Актион группа Главбух» полномочиями Центра оценки квалификации. ЦОК ООО «Актион группа Главбух» проводит независимую оценку квалификации по профессиональному стандарту «Бухгалтер», утвержденному приказом Минтруда РФ от 22 декабря 2014 г. № 1061н (зарегистрирован Минюстом РФ 23 января 2015 г.).

Процедура оценки квалификации включает в себя прохождение теоретического и практического этапов профессионального экзамена. Экзамены принимает экспертная комиссия, сформированная из утвержденного СПК реестра экспертов.

Руководитель: Богданова Екатерина Владимировна.

Адрес почтовый, юридический и адрес местонахождения

Юридический адрес: 127051 г. Москва, Большой Сухаревский переулок, д. 19, стр. 1.

Адрес местонахождения, почтовый адрес: г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, стр. 8.

Телефон: +7 (495) 788-53-16

Факс: +7 (495) 788-53-16

Электронная почта: cok@glavbukh.ru

Банковские реквизиты:
Банк ПАО «Сбербанк России», г. Москва
Р/с 40702810438000032980
К/с 30101810400000000225
БИК 044525225
ОКПО 43322398

Центр оценки квалификации

Центр независимой оценки квалификации (ЦОК) – это относительно новая для российского бизнес-сегмента организация. Тем не менее учитывая изменения в действующем законодательстве и популярность процедуры проведения оценки квалификации работников, в услугах подобных организаций нуждается все больше субъектов хозяйствования во всей Российской Федерации. О том, что такое центр оценки квалификации (ЦОК) можно узнать из нормативов российского законодательства, которые достаточно строго регулируют регламент создания и правила функционирования подобных организаций.

Что такое центр независимой оценки квалификации работников

Понятие независимой оценки квалификации работников было введено в российское законодательство сравнительно недавно. Под данной процедурой подразумевается проведение комплексного экзамена с целью установления соответствия сотрудника определенным профессиональным стандартам. Целями такого экзамена может быть, как удовлетворение интересов работника в вопросах трудоустройства, повышения в должности или защиты своих прав, так и обеспечение интересов работодателя или государства в вопросах охраны труда и эффективной кадровой политики в организации. Правовое регулирование осуществления оценки, равно как и существования и деятельности ЦОК обеспечивается положениями следующих нормативных документов:

  • ФЗ №238 от 03.07.2016. Этот Федеральный закон устанавливает общие принципы правового регулирования процедуры оценивания квалификации. Помимо этого, в его положениях раскрываются все основные понятия, связанные с рассматриваемой темой и устанавливается статус центров оценки квалификации, как юридических лиц, проводящих оценивание и действующих соответственно принципам означенного закона.
  • Постановление Правительства РФ №1204 от 16.11.2016. Данным правительственным постановлением устанавливаются общие правила проведения специализированными учреждениями независимой оценки квалификации. Именно в соответствии с этими правилами и должны осуществлять свою деятельность центры оценки.
  • ФЗ №251 от 03.07.2016. Означенный закон своими положениями был призван внести изменения в Налоговый кодекс РФ с целью допущения возможности оформления социального налогового вычета за прохождение соискателем процедуры оценивания его квалификации.
  • Указ президента РФ №249 от 16.04.2014. Таковой указ определил порядок формирования Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ.
  • Распоряжение Правительства РФ №2042-р от 29.09.2016. Это распоряжение регулирует своими положениями существование и деятельность центров профессиональной подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации кадров.
  • Приказ Минтруда №649н от 15.11.2016. Данный приказ в своих положениях регулирует функционирование государственного реестра организаций, осуществляющих независимую оценку квалификации, порядок доступа к означенному реестру и сведений, которые в нем указываются.
  • Приказ Минтруда №701н от 01.12.2016. Принципы, изложенные в означенном приказе, затрагивают вопрос создания и функционирования апелляционных комиссий, в которые могут обратиться сотрудники или работодатели в случае, если они не будут удовлетворены полученной оценкой от ЦОК.
  • Приказ Минтруда №706н от 02.12.2016. Означенный документ фиксирует основные правила и принципы подачи заявления о прохождении оценки квалификации, а также устанавливает на федеральном уровне образец подобных подаваемых заявлений.
  • Приказ Минтруда №725н от 12.12.2016. Таковым приказом регулируются принципы выдачи свидетельств о квалификации, приложений к ним и дубликатов, а также заключений о прохождении экзаменов на профпригодность – именно эти документы подтверждают факт прохождения оценивания квалификации и его практические результаты.
  • Приказ Минтруда №726н от 12.12.2016. Положения данного приказа регулируют порядок формирования и разработки наименований квалификаций и требований к ним, на основании которых впоследствии ЦОК проводит процедуру оценивания.
  • Приказ Минтруда №729н от 14.12.2016. Данный приказ регулирует общие принципы проведения мониторинга и оценки качества работы ЦОК на российской территории с целью обеспечения контроля их деятельности.
  • Приказ Минтруда №758н от 19.12.2016. Этот приказ регулирует в своих нормативах порядок формирования определенных советов п профессиональным квалификациям, их полномочия и принципы прекращения означенных полномочий в данной сфере деятельности.
  • Приказ Минтруда №759н от 19.12.2016. Нормативы, излагаемые в данном приказе устанавливают основные требования, применяемые к центрам независимой оценки квалификации, полномочия означенных центров и порядок их прекращения в отдельных ситуациях.

Вышеозначенная нормативная база касается в первую очередь порядка функционирования центров оценки квалификации и аффилированных с ними государственных структур, обеспечивающих контроль и мониторинг их деятельности, практически никак не затрагивая интересы непосредственно работодателей и сотрудников.

Учитывая, что центры оценки квалификации являются частными, а не государственными юридическими лицами – в их интересах обеспечить удобство и комфорт пользования их услугами, поэтому непосредственные клиенты ЦОК могут рассчитывать на эффективное юридическое сопровождение процедуры оценки без излишних затрат времени, средств и необходимости знания всех вышеозначенных нормативов.

Как работает центр оценки квалификации и где его найти

Центры оценки квалификации – это частные юридические лица, на которых возложены права и обязанности по проведению процедуры оценивания квалификации по определенным профессиональным стандартам. При этом данные центры формируются независимо от государства.

Сама процедура оценивания является в большинстве случаев добровольной и проводится по согласию сотрудника, за исключением ситуаций, когда подтверждение квалификации требуется государственными нормативными документами. При этом порядок прохождения данной процедуры может предполагать направление на неё сотрудников и соискателей работодателем, требование проведения оценки контролирующими органами, либо же личную инициативу самих трудящихся.

На март 2018 года в России действуют более 100 ЦОК в различных субъектах федерации. При этом реестр центров оценки квалификации является открытым и имеет удобную навигацию как по необходимым критериям для оценки, так и по региону фактического местонахождения или юридического адреса. Воспользоваться поиском может любой желающий при помощи сайта Национального агентства развития квалификаций по электронному адресу https://nok-nark.ru/cok/list/ .

Как стать ЦОК – центром независимой оценки квалификации

Вопрос того, как стать центром независимой оценки квалификации и открыть подобный бизнес интересует многих потенциальных и действующих представителей предпринимательства на территории России. Наиболее актуальным этот вопрос является для кадровых и консалтинговых агентств, так как сфера их деятельности частично и ранее входила в спектр обязанностей ЦОК. Для получения статуса ЦОК, необходимо строгое соблюдение ряда требований:

  • Центр оценки квалификации должен полностью соответствовать установленным законодательным требованиям, иметь материально-техническую и кадровую базу для проведения экзаменов на профпригодность по выбранным направления деятельности.
  • Члены экспертной комиссии центра оценки должны также обладать профильными знаниями и обладать необходимой квалификацией. При этом как минимум двое участников экзаменационной комиссии должны являться непосредственно штатными сотрудниками центра.
  • ЦОК обязан иметь свой собственный отдельный сайт, на котором будет производиться публикация всех обязательных материалов и реестр проведенных экзаменов и их результаты. Кроме этого ЦОК соответственно должен иметь постоянное подключение к сети Интернет.
  • Центр оценки квалификации должен обеспечивать хранение документации, связанной с прохождением экзаменов и получением свидетельств о квалификации на протяжении всего срока действия означенных документов и в течение трёх лет по его окончании.
  • ЦОК должен получить аккредитацию от конкретного совета по квалификациям. При этом на каждый вид профессиональной деятельности должна выдаваться аккредитация от соответствующего совета. Именно поэтому большинство действующих ЦОК специализируются лишь на коротком перечне профессий, подлежащих оцениванию.

Когда учреждениям проводить независимую оценку квалификации работников?

Автор: Смолева М. Е., эксперт журнала

С июля 2019 года полноценно заработал механизм независимой оценки квалификации. Работодателям теперь следует использовать его для подтверждения компетенций работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов. Впрочем, государственные и муниципальные учреждения подпадают под эти нормы лишь частично. В каких случаях направлять сотрудников на оценку квалификации, а когда – нет?

Как известно, 1 июля текущего года закончился переходный период, позволяющий работодателям использовать иные порядки оценка квалификации работников и соискателей, нежели тот, что предусмотрен Законом № 238-ФЗ[1] (на это указано в его ст. 11). Основным способом подтверждения компетенций работника стало его направление в центр оценки квалификации (ЦОК) для прохождения там профессионального экзамена. То есть проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а специально созданные центры, имеющие в штате прошедших обучение экспертов, – за счет этого и достигается независимость подтверждения профессионального уровня работника.

Проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а ЦОК.

Но, несмотря на появление единого порядка проведения независимой оценки квалификации, обязанность работодателя проверять таким способом всех своих работников трудовым законодательством не предусмотрена. В силу ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно принимает решение о необходимости оценки квалификации, исходя из специфики собственной деятельности. О добровольности процедуры для работодателей и работников неоднократно напоминал и Минтруд[2].

Процедура оценки квалификации напрямую связана с введением профессиональных стандартов – на соответствие их положениям проверяются компетенции работников. Правовые возможности для направления персонала в ЦОК у учреждений есть, ведь до 01.01.2020 им надо завершить реализацию планов по внедрению профстандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584[3]). В числе прочего планы должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценка квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов.

Некоторые учреждения воспользовались данной возможностью и прописали в своих планах, например, такое кадровое решение, как направление работников в ЦОК для подтверждения соответствия квалификации требованиям профстандартов. Хотя практика показывает, что многие все же не стали упоминать в своих планах по внедрению профстандартов новый способ оценки.

Некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК.

Подобные действия имеют свою причину: некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ квалификация должна подтверждаться в ином порядке, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в частности, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В этих случаях порядок оценки квалификации устанавливается другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

Так, Трудовой кодекс отдельно регулирует труд следующих категорий специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:

педагогические работники (гл. 52);

научные работники, руководители научных организаций, их заместители (гл. 52.1);

спортсмены и тренеры (гл. 54.1);

медицинские работники (ст. 350);

творческие работники средств массовой информации, театров, концертных и других театрально-зрелищных организаций (ст. 351).

А значит, при оценке компетенций этих работников применяются иные законодательные и нормативные акты. В частности, в отношении педагогических и научных работников действуют Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276[4], от 30.03.2015 № 293[5] и от 27.05.2015 № 538[6]. А медицинские работники оцениваются на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказа Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н[7]. Эти специалисты проходят аттестацию, как правило, раз в пять лет.

Таким образом, направлять всех без исключения работников на независимую оценку квалификации не надо. Более того, делать так в отношении ряда категорий персонала и вовсе нельзя. Но когда правовое основание для направления сотрудника в ЦОК все же есть (должность работника не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ), учреждение вправе самостоятельно решить, нужно ли ему прибегать к оценочным процедурам. И если да, то единственным механизмом, который может использовать учреждение, станет независимая оценка квалификации на соответствие положениям профстандартов или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Даже если правовые возможности для направления работников в ЦОК имеются, на практике воспользоваться ими получится не всегда. Механизм независимой оценки может не работать в отношении конкретных категорий специалистов – квалификации могут быть еще не утверждены, а ЦОК, ориентированные на нужную учреждению отрасль, и действующие в сотрудничестве с ними экзаменационные центры не созданы.

Актуальная информация об утвержденных квалификациях, адресах ЦОК и других экзаменационных площадок размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, который ведет Национальное агентство развития квалификаций (nok-nark.ru). По данным реестра на 01.08.2019, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не открыт ни один ЦОК (ведь в этих сферах используются другие оценочные процедуры). Не утверждены квалификации и для юристов. В свою очередь, в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано от 32 до 44 экзаменационных площадок (в зависимости от конкретной квалификации).

На профессиональный экзамен можно направлять и офисный (административно-управленческий, вспомогательный) персонал – секретаря-администратора, секретаря руководителя, делопроизводителя, специалиста по кадровому делопроизводству, специалиста по охране труда… А вот, например, экскурсовод, руководитель физкультурно-спортивной организации пройти независимую оценку квалификации пока не смогут: соответствующие квалификации утверждены, но ЦОК не открыты.

Для наглядности обобщим эти примеры в табличном виде.

Руководитель физкультурно-спортивной организации, объединения (уровень 7 квалификации)

ЦОК не работают

Тренер по общей физической и специальной подготовке (уровень 5 квалификации)

ЦОК не работают

Экскурсовод (уровень 6 квалификации)

ЦОК не работают

Руководитель службы предприятия питания (уровень 5 квалификации)

ЦОК не работают

Специалист по оказанию услуг в сфере занятости населения (уровень 6 квалификации)

Работает 44 экзаменационных площадки

Главный бухгалтер организации государственного сектора (уровень 6 квалификации), бухгалтер организации государственного сектора (уровень 5 квалификации)

Работает 25 экзаменационных площадок

Секретарь-администратор (уровень 3 квалификации)

Работает 31 экзаменационная площадка

Специалист по охране труда (уровень 6 квалификации)

Работает 32 экзаменационные площадки

Повар (уровень 4 квалификации)

Работает 7 экзаменационных площадок

Как видим, экзаменационные площадки действуют не во всех регионах и не по всем квалификациям (даже если последние утверждены). Больше всего площадок открыто в Москве, Санкт-Петербурге, регионах Сибири. Потому если учреждение намерено проверять компетенции своих работников посредством независимой оценки квалификации, сначала придется найти «профильные» экзаменационные центры и учесть их территориальную доступность.

Подготовка со стороны работодателя к направлению на профессиональный экзамен и его прохождение работником состоят из нескольких этапов. Перечислим их.

В силу ст. 196 ТК РФ при направлении на экзамен учреждение должно получить письменное согласие работника на прохождение оценочной процедуры. Для того целесообразно разработать форму уведомления о направлении на независимую оценку квалификации, где предусмотреть строку о согласии работника с решением работодателя.

В той же статье сказано, что направить работника в экзаменационный центр нужно в порядке, определенном коллективным или трудовым договором, соглашениями. То есть саму процедуру направления следует прописать во внутренних документах учреждения (на это указывается и в планах по внедрению профстандартов, если они предусматривают данный механизм оценки).

Учреждению потребуется заключить с ЦОК договор о возмездном оказании услуг и оплатить эти услуги (п. 5, 6 Правил № 1204[8]). На то, что оценка проводится за счет средств работодателя (если тот выступает ее инициатором), указывается и в ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ.

Учреждение должно предоставить работнику гарантии, установленные трудовым законодательством, – сохранить средний заработок за период прохождения независимой оценки, а при направлении на экзамен в другую местность оплатить командировочные расходы.

Работник подает в ЦОК письменное заявление (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н), копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также другие документы, необходимые для прохождения профессионального экзамена. Представить комплект документов можно лично, через законного представителя или Интернет.

ЦОК согласовывает дату, место и время профессионального экзамена с работником и работодателем (п. 9 Правил № 1204).

В назначенную дату работник допускается до экзамена на основании документа, удостоверяющего личность (п. 10 Правил № 1204).

Согласно п. 2 и 11 Правил № 1204 на экзамене используются оценочные средства, утвержденные соответствующим советом по профессиональным квалификациям, – комплекс заданий и критериев оценки. Во многих случаях информацию об оценочных средствах тоже можно найти на сайте nok-nark.ru (им посвящен отдельный раздел).

Экзамен считается успешно пройденным, если работник достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенным оценочными средствами (п. 14 Правил № 1204). В этом случае ЦОК направит в «профильный» совет по профессиональным квалификациям комплект документов работника и материалы экзамена, а совет проверит полученную информацию и осуществит признание результатов оценки (п. 15, 16 Правил № 1204). Затем ЦОК выдаст работнику свидетельство о квалификации (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н) – на это отведено 30 дней после прохождения экзамена (п. 17 Правил № 1204).

Срок действия свидетельства устанавливается советом по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития конкретной профессии (эта информация тоже есть на сайте nok-nark.ru). Так, по квалификации «Бухгалтер организации государственного сектора» сертификат будет действовать три года, а по квалификациям «Экскурсовод», «Специалист по обеспечению и защите прав несовершеннолетних» – пять лет.

Если же проверочные процедуры пройдены с неудовлетворительным результатом, ЦОК выдаст заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для работника (форма утверждена названным выше приказом Минтруда). При этом работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации – об этом тоже неоднократно заявлял Минтруд (см., например, Информацию от 21.04.2017).

О результатах экзамена работодатель будет проинформирован – при условии, что заключенный между ним и ЦОК договор это предусматривает. Как сказано в п. 18 Правил № 1204, ЦОК направляет работодателю электронную копию документа, выданного работнику (свидетельства о квалификации либо заключения о прохождении экзамена).

В силу п. 2 Требований № 759н[9] образовательные учреждения нельзя наделить полномочиями ЦОК. Но они (прежде всего учреждения среднего профобразования) могут стать экзаменационными центрами, на базе которых проводится независимая оценка квалификации.

Еще одна форма участия – независимая оценка квалификации выпускников колледжей. Пилотные проекты уже реализованы в ряде регионов (об этом рассказывается на сайте nark.ru). Суть проектов заключается в том, что итоговая аттестация студентов, завершающих освоение программ среднего профессионального образования, совмещается с профессиональным экзаменом. Экзаменаторами во втором случае выступают эксперты ЦОК – представители работодателей, а для проверки используются оценочные средства, утвержденные советом по профессиональным квалификациям.

Выпускники, успешно сдавшие профессиональный экзамен, получают два документа: диплом о среднем профессиональном образовании и свидетельство о квалификации. Предполагается, что совмещение двух процедур позволит выпускникам стать более конкурентоспособными на рынке труда, а учреждения СПО получат новые стимулы для совершенствования образовательных программ.

Как видим, в данной процедуре учреждения СПО выступают не как работодатели, а как поставщики образовательных услуг. Посредством независимой оценки квалификации они могут получить обратную связь от потенциальных работодателей своих выпускников и в большей мере учесть потребности рынка труда при обучении студентов. Правда, условия для вхождения учреждений СПО в пилотные проекты определяются на вышестоящем уровне: сейчас такие соглашения заключаются между региональным отраслевым органом власти, Национальным агентством развития квалификаций и советом по профессиональным квалификациям в соответствующей сфере.

Но можно и стать экзаменационной площадкой ЦОК, куда тот будет направлять соискателей, намеревающихся пройти профессиональный экзамен. Для этого надо обратиться в сам ЦОК.

[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

[2] См., например, Информацию Минтруда РФ от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и официальный сайт «Онлайнинспекция.рф», раздел «Вопросы и ответы», вопрос от 20.05.2019.

[3] «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

[4] «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

[5] «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу».

[6] «Об утверждении Порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников».

[7] «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

[8] Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204.

[9] Требования к центрам оценки квалификаций, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н.

Когда учреждениям проводить независимую оценку квалификации работников?

Автор: Смолева М. Е., эксперт журнала

С июля 2019 года полноценно заработал механизм независимой оценки квалификации. Работодателям теперь следует использовать его для подтверждения компетенций работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов. Впрочем, государственные и муниципальные учреждения подпадают под эти нормы лишь частично. В каких случаях направлять сотрудников на оценку квалификации, а когда – нет?

Как известно, 1 июля текущего года закончился переходный период, позволяющий работодателям использовать иные порядки оценка квалификации работников и соискателей, нежели тот, что предусмотрен Законом № 238-ФЗ[1] (на это указано в его ст. 11). Основным способом подтверждения компетенций работника стало его направление в центр оценки квалификации (ЦОК) для прохождения там профессионального экзамена. То есть проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а специально созданные центры, имеющие в штате прошедших обучение экспертов, – за счет этого и достигается независимость подтверждения профессионального уровня работника.

Проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а ЦОК.

Но, несмотря на появление единого порядка проведения независимой оценки квалификации, обязанность работодателя проверять таким способом всех своих работников трудовым законодательством не предусмотрена. В силу ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно принимает решение о необходимости оценки квалификации, исходя из специфики собственной деятельности. О добровольности процедуры для работодателей и работников неоднократно напоминал и Минтруд[2].

Процедура оценки квалификации напрямую связана с введением профессиональных стандартов – на соответствие их положениям проверяются компетенции работников. Правовые возможности для направления персонала в ЦОК у учреждений есть, ведь до 01.01.2020 им надо завершить реализацию планов по внедрению профстандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584[3]). В числе прочего планы должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценка квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов.

Некоторые учреждения воспользовались данной возможностью и прописали в своих планах, например, такое кадровое решение, как направление работников в ЦОК для подтверждения соответствия квалификации требованиям профстандартов. Хотя практика показывает, что многие все же не стали упоминать в своих планах по внедрению профстандартов новый способ оценки.

Некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК.

Подобные действия имеют свою причину: некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ квалификация должна подтверждаться в ином порядке, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в частности, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В этих случаях порядок оценки квалификации устанавливается другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

Так, Трудовой кодекс отдельно регулирует труд следующих категорий специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:

педагогические работники (гл. 52);

научные работники, руководители научных организаций, их заместители (гл. 52.1);

спортсмены и тренеры (гл. 54.1);

медицинские работники (ст. 350);

творческие работники средств массовой информации, театров, концертных и других театрально-зрелищных организаций (ст. 351).

А значит, при оценке компетенций этих работников применяются иные законодательные и нормативные акты. В частности, в отношении педагогических и научных работников действуют Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276[4], от 30.03.2015 № 293[5] и от 27.05.2015 № 538[6]. А медицинские работники оцениваются на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказа Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н[7]. Эти специалисты проходят аттестацию, как правило, раз в пять лет.

Таким образом, направлять всех без исключения работников на независимую оценку квалификации не надо. Более того, делать так в отношении ряда категорий персонала и вовсе нельзя. Но когда правовое основание для направления сотрудника в ЦОК все же есть (должность работника не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ), учреждение вправе самостоятельно решить, нужно ли ему прибегать к оценочным процедурам. И если да, то единственным механизмом, который может использовать учреждение, станет независимая оценка квалификации на соответствие положениям профстандартов или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Даже если правовые возможности для направления работников в ЦОК имеются, на практике воспользоваться ими получится не всегда. Механизм независимой оценки может не работать в отношении конкретных категорий специалистов – квалификации могут быть еще не утверждены, а ЦОК, ориентированные на нужную учреждению отрасль, и действующие в сотрудничестве с ними экзаменационные центры не созданы.

Актуальная информация об утвержденных квалификациях, адресах ЦОК и других экзаменационных площадок размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, который ведет Национальное агентство развития квалификаций (nok-nark.ru). По данным реестра на 01.08.2019, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не открыт ни один ЦОК (ведь в этих сферах используются другие оценочные процедуры). Не утверждены квалификации и для юристов. В свою очередь, в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано от 32 до 44 экзаменационных площадок (в зависимости от конкретной квалификации).

На профессиональный экзамен можно направлять и офисный (административно-управленческий, вспомогательный) персонал – секретаря-администратора, секретаря руководителя, делопроизводителя, специалиста по кадровому делопроизводству, специалиста по охране труда… А вот, например, экскурсовод, руководитель физкультурно-спортивной организации пройти независимую оценку квалификации пока не смогут: соответствующие квалификации утверждены, но ЦОК не открыты.

Для наглядности обобщим эти примеры в табличном виде.

Руководитель физкультурно-спортивной организации, объединения (уровень 7 квалификации)

ЦОК не работают

Тренер по общей физической и специальной подготовке (уровень 5 квалификации)

ЦОК не работают

Экскурсовод (уровень 6 квалификации)

ЦОК не работают

Руководитель службы предприятия питания (уровень 5 квалификации)

ЦОК не работают

Специалист по оказанию услуг в сфере занятости населения (уровень 6 квалификации)

Работает 44 экзаменационных площадки

Главный бухгалтер организации государственного сектора (уровень 6 квалификации), бухгалтер организации государственного сектора (уровень 5 квалификации)

Работает 25 экзаменационных площадок

Секретарь-администратор (уровень 3 квалификации)

Работает 31 экзаменационная площадка

Специалист по охране труда (уровень 6 квалификации)

Работает 32 экзаменационные площадки

Повар (уровень 4 квалификации)

Работает 7 экзаменационных площадок

Как видим, экзаменационные площадки действуют не во всех регионах и не по всем квалификациям (даже если последние утверждены). Больше всего площадок открыто в Москве, Санкт-Петербурге, регионах Сибири. Потому если учреждение намерено проверять компетенции своих работников посредством независимой оценки квалификации, сначала придется найти «профильные» экзаменационные центры и учесть их территориальную доступность.

Подготовка со стороны работодателя к направлению на профессиональный экзамен и его прохождение работником состоят из нескольких этапов. Перечислим их.

В силу ст. 196 ТК РФ при направлении на экзамен учреждение должно получить письменное согласие работника на прохождение оценочной процедуры. Для того целесообразно разработать форму уведомления о направлении на независимую оценку квалификации, где предусмотреть строку о согласии работника с решением работодателя.

В той же статье сказано, что направить работника в экзаменационный центр нужно в порядке, определенном коллективным или трудовым договором, соглашениями. То есть саму процедуру направления следует прописать во внутренних документах учреждения (на это указывается и в планах по внедрению профстандартов, если они предусматривают данный механизм оценки).

Учреждению потребуется заключить с ЦОК договор о возмездном оказании услуг и оплатить эти услуги (п. 5, 6 Правил № 1204[8]). На то, что оценка проводится за счет средств работодателя (если тот выступает ее инициатором), указывается и в ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ.

Учреждение должно предоставить работнику гарантии, установленные трудовым законодательством, – сохранить средний заработок за период прохождения независимой оценки, а при направлении на экзамен в другую местность оплатить командировочные расходы.

Работник подает в ЦОК письменное заявление (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н), копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также другие документы, необходимые для прохождения профессионального экзамена. Представить комплект документов можно лично, через законного представителя или Интернет.

ЦОК согласовывает дату, место и время профессионального экзамена с работником и работодателем (п. 9 Правил № 1204).

В назначенную дату работник допускается до экзамена на основании документа, удостоверяющего личность (п. 10 Правил № 1204).

Согласно п. 2 и 11 Правил № 1204 на экзамене используются оценочные средства, утвержденные соответствующим советом по профессиональным квалификациям, – комплекс заданий и критериев оценки. Во многих случаях информацию об оценочных средствах тоже можно найти на сайте nok-nark.ru (им посвящен отдельный раздел).

Экзамен считается успешно пройденным, если работник достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенным оценочными средствами (п. 14 Правил № 1204). В этом случае ЦОК направит в «профильный» совет по профессиональным квалификациям комплект документов работника и материалы экзамена, а совет проверит полученную информацию и осуществит признание результатов оценки (п. 15, 16 Правил № 1204). Затем ЦОК выдаст работнику свидетельство о квалификации (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н) – на это отведено 30 дней после прохождения экзамена (п. 17 Правил № 1204).

Срок действия свидетельства устанавливается советом по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития конкретной профессии (эта информация тоже есть на сайте nok-nark.ru). Так, по квалификации «Бухгалтер организации государственного сектора» сертификат будет действовать три года, а по квалификациям «Экскурсовод», «Специалист по обеспечению и защите прав несовершеннолетних» – пять лет.

Если же проверочные процедуры пройдены с неудовлетворительным результатом, ЦОК выдаст заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для работника (форма утверждена названным выше приказом Минтруда). При этом работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации – об этом тоже неоднократно заявлял Минтруд (см., например, Информацию от 21.04.2017).

О результатах экзамена работодатель будет проинформирован – при условии, что заключенный между ним и ЦОК договор это предусматривает. Как сказано в п. 18 Правил № 1204, ЦОК направляет работодателю электронную копию документа, выданного работнику (свидетельства о квалификации либо заключения о прохождении экзамена).

В силу п. 2 Требований № 759н[9] образовательные учреждения нельзя наделить полномочиями ЦОК. Но они (прежде всего учреждения среднего профобразования) могут стать экзаменационными центрами, на базе которых проводится независимая оценка квалификации.

Еще одна форма участия – независимая оценка квалификации выпускников колледжей. Пилотные проекты уже реализованы в ряде регионов (об этом рассказывается на сайте nark.ru). Суть проектов заключается в том, что итоговая аттестация студентов, завершающих освоение программ среднего профессионального образования, совмещается с профессиональным экзаменом. Экзаменаторами во втором случае выступают эксперты ЦОК – представители работодателей, а для проверки используются оценочные средства, утвержденные советом по профессиональным квалификациям.

Выпускники, успешно сдавшие профессиональный экзамен, получают два документа: диплом о среднем профессиональном образовании и свидетельство о квалификации. Предполагается, что совмещение двух процедур позволит выпускникам стать более конкурентоспособными на рынке труда, а учреждения СПО получат новые стимулы для совершенствования образовательных программ.

Как видим, в данной процедуре учреждения СПО выступают не как работодатели, а как поставщики образовательных услуг. Посредством независимой оценки квалификации они могут получить обратную связь от потенциальных работодателей своих выпускников и в большей мере учесть потребности рынка труда при обучении студентов. Правда, условия для вхождения учреждений СПО в пилотные проекты определяются на вышестоящем уровне: сейчас такие соглашения заключаются между региональным отраслевым органом власти, Национальным агентством развития квалификаций и советом по профессиональным квалификациям в соответствующей сфере.

Но можно и стать экзаменационной площадкой ЦОК, куда тот будет направлять соискателей, намеревающихся пройти профессиональный экзамен. Для этого надо обратиться в сам ЦОК.

[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

[2] См., например, Информацию Минтруда РФ от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и официальный сайт «Онлайнинспекция.рф», раздел «Вопросы и ответы», вопрос от 20.05.2019.

[3] «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

[4] «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

[5] «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу».

[6] «Об утверждении Порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников».

[7] «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

[8] Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204.

[9] Требования к центрам оценки квалификаций, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н.

Оценка квалификации: в чем польза для работодателя и работника

В последнее время работодатели все больше недовольны уровнем выпускников вузов. Пока работодатели жалуются на отсутствие квалифицированных кадров, молодые специалисты сетуют на несоответствие профессионального образования запросам рынка труда. Чтобы выйти из замкнутого круга, введена Национальная система профессиональных квалификаций.

Зачем это нужно

Систему профессиональных квалификаций курирует Национальный совет при президенте РФ. Составной частью системы является независимая оценка квалификации. Разработку и внедрение принципов оценки регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ, он вступил в силу 1 января 2017 года.

Для нашей страны это не новшество, специалисты целого ряда отраслей регулярно проходят различные сертификации и экзамены. Однако раньше их проводили разные инстанции, и доверять объективности такой оценки можно было далеко не всегда. Чтобы унифицировать процесс и сделать оценку квалификации специалистов прозрачной и единообразной процедурой, способной охватить все отрасли экономики, государство разработало национальную систему квалификаций (НСК).

НСК направлена на переход от рынка дипломов, где ценность работника определяет диплом учебного заведения, к рынку квалификаций, где решающее значение имеет реальный, официально подтвержденный уровень подготовки специалиста.

Система дает каждому человеку понятные перспективы карьерного роста, объединяя ключевые звенья цепи: систему образования, специалиста, работодателя и заказчика. Сегодня главная цель вузов — подготовка готовых специалистов, востребованных на рынке труда. А ключевая суть системы — последовательное образование через всю жизнь.

Что такое рамка квалификаций и профстандарт

Основа системы профквалификаций — рамка квалификаций, системная и структурированная по уровням каждой из них. При этом каждое из направлений экономики имеет свою отраслевую рамку квалификаций, где прописаны широта полномочий и ответственность специалиста определенной профессии, сложность и наукоемкость деятельности.

Рамка квалификаций дает обобщенное описание квалификационных уровней. Другой не менее важный документ системы — профессиональный стандарт — прописывает требования к квалификации специалиста детально.

Профессиональный стандарт (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ) представляет собой подробное описание трудовых функций, требования к опыту и знаниям в соответствии с квалификацией и должностью сотрудника. Именно профессиональный стандарт является связующим звеном между высшим образованием и рынком труда. Для целого ряда отраслей требование применять профстандарты стало обязательным еще с 2016 года.

Что изменится в образовании

Высшее образование переходит к так называемому практикоориентированному подходу. Это значит, что выпускник должен обладать не только широкими теоретическими знаниями, но и конкретными профессиональными навыками, которые он может применить в определенной компании на конкретном рабочем месте.

Чтобы актуализировать образовательные программы, привести их в соответствие с новыми требованиями рынка, создана профессиональная общественная аккредитация. Эта процедура дает и студенту, и будущему работодателю уверенность, что вуз обеспечит выпускнику необходимые для практической работы знания, умения и навыки.

Как проходит аккредитация вуза

Процедура профессионально-общественной аккредитации выглядит так: вуз актуализирует учебную программу в соответствии с требованиями профессионального стандарта, обращается в аккредитационную комиссию профильного совета по профессиональным квалификациям (СПК), которая не только внимательно изучает документы, но и выезжает в вуз, проверяет, как это работает на практике. Специалисты посещают занятия, изучают дипломные работы выпускников и пр., а затем дают рекомендации по корректировке и совершенствованию программы.

Если содержание программы соответствует требованиям профстандарта, аккредитация проходит успешно. Кстати, ведущие вузы страны уже прошли эту процедуру. Их выпускники станут готовыми специалистами, как части пазла подходящими к потребностям работодателей.

Как выглядит процедура оценки квалификации

Независимая оценка — это профессиональный экзамен, который можно сдать в аккредитованном центре. Такие центры уже открыты во многих регионах России.

Для большинства профессий это добровольная процедура. Любой специалист может пройти ее самостоятельно. На экзамен работника может направить и работодатель, оплатив экзамен. Однако несдача экзамена не может привести к увольнению. Такой специалист получит заключение, в котором прописаны квалификации, которые ему не удалось подтвердить, и рекомендации специалистов СПК. На основании полученной информации соискатель сможет заполнить пробелы в знаниях, а спустя время пройти испытание повторно.

Подтверждение профессиональной квалификации необходимо, чтобы человек понимал свое место на рынке труда, мог рассчитывать на достойную зарплату и прогнозировать перспективы карьерного роста. Наличие у сотрудника свидетельства о квалификации уже очень скоро станет важным фактором для работодателя.

Но есть отрасли, где профессиональный экзамен несет еще более высокий статус, так как требования к оценке уровня квалификации специалистов прописаны в законе, а значит, являются обязательными. В таком случае специалист не может заниматься профессиональной деятельностью, не подтвердив уровень своей квалификации. Это касается, например, оценщиков, аудиторов и пр. Такие специалисты выполняют публично-правовые функции на финансовом рынке, и государство всегда предъявляет к ним повышенные требования. Обязательные экзамены для них проводят различные уполномоченные структуры. Однако с 2019 года оценка уровня квалификации будет проходить только в рамках национальной системы.

Храните личные данные сотрудника, сведения о его образовании и профессиональном развитии в программе Контур-Персонал.

Сколько это стоит

Стоимость профессионального экзамена зависит от сложности профессии, ее редкости и необходимости технического оснащения профильных центров оценки квалификации, например, дорогостоящим оборудованием, если речь идет о рабочих профессиях. Кроме того, на стоимость влияет и уровень квалификации. Сумма может составлять от 5 000 до 150 000 рублей.

Стоимость экзамена устанавливает Совет по профессиональным квалификациям, и во всех аккредитованных по данной квалификации центрах оценки эта цифра будет одинаковой по всей России.

Расходы несет тот, кто заказывает экзамен — работник или работодатель. Причем здесь предусмотрен налоговый вычет. Если соискатель решил подтвердить свою квалификацию, часть средств ему компенсирует бюджет. Вернуть можно 13 % от выплаченной за экзамен суммы, но максимум до 120 000 рублей, то есть получить можно не более 15 600 рублей. Налоговый вычет предусмотрен и для работодателя, направившего на профэкзамен своих сотрудников.

Как устроен экзамен

Экзамен не просто дает возможность выявить теоретические знания соискателя, но, главное, показывает — может ли он применять эти знания в практической работе. Это возможно благодаря структуре экзамена — он состоит из теоретической и практической частей. Для некоторых профессий включено портфолио.

Сдача экзамена дает соискателю четкое понимание — в чем не хватает фактических знаний, умений и что требует внимания для успешной реализации этих знаний в практической работе.

Специалисты разных уровней квалификации выполняют разные по сложности трудовые функции, обладают разными компетенциями и опытом работы. Уровни квалификации, прописанные в профессиональном стандарте, упорядочивают эти характеристики и дают работодателю и специалисту четкое понимание, на какой уровень заработной платы может претендовать соискатель.

Как это работает на практике

Рассмотрим весь процесс на примере оценочной деятельности, где независимую оценку квалификации уже прошли многие специалисты. Отраслевой профессиональный стандарт описывает четыре уровня и 11 квалификаций. Разумеется, это не значит, что оценщикам придется сдавать 11 экзаменов. Специалисту достаточно внимательно изучить ключевые документы — отраслевую рамку квалификаций и профессиональный стандарт, определить, какие функции ему приходится выполнять в своей практической работе, и сопоставить свой стаж и уровень образования.

Квалификация напрямую связана со сложностью оцениваемых объектов. Так, для оценки недвижимости, автотранспорта, оборудования и бизнеса специалисту достаточно подтвердить шестой уровень квалификации; для оценки крупных предприятий добывающих отраслей, многопрофильных холдингов потребуется уже седьмой уровень квалификации, а для работы с памятниками архитектуры — объектами культурного наследия, кредитно-финансовыми институтами и транснациональными организациями специалист должен обладать максимальным для отрасли — восьмым уровнем квалификации. Это напрямую влияет на уровень сложности экзамена.

Что это за свидетельство о квалификации

Сдавшему профессиональный экзамен специалисту выдается документ, который подтверждает уровень квалификации, — свидетельство о квалификации. Но это не просто «бумажка». Государство создало Федеральный реестр квалифицированных специалистов, который содержит информацию обо всех, кто прошел независимую оценку квалификации. И работодатель, и заказчик могут проверить, подтвердил ли свою квалификацию тот или иной специалист, готов ли он к выполнению порученной работы и можно ли действительно доверять его профессионализму.

Где можно сдать экзамен

Профессиональный экзамен можно сдать в любом аккредитованном центре оценки квалификации (ЦОК). Они работают на базе советов по профессиональным квалификациям. Подробную информацию о центрах и советах содержит Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. Там же на портале размещены сведения о квалификациях и примеры оценочных средств — экзаменационных заданий.

Для примера возьмем все тех же оценщиков. Все профессии, относящиеся к финансовому рынку, курирует СПКФР — Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка. На сайте этого отраслевого совета опубликован перечень ЦОКов, аккредитованных в разных регионах России. Для подтверждения квалификации в Москве специалист может в перечне выбрать Центр оценки квалификации, который работает на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков, и получить всю необходимую информацию о профессиональном экзамене: ознакомиться с нормативно-правовой базой, уточнить правила прохождения оценки квалификации, подать заявление на сдачу экзамена и после успешной сдачи получить свидетельство о квалификации.

Аналогичная ситуация и по другим сферам профессиональной деятельности. В реестре указано более 40 направлений: образование, здравоохранение, судостроение, сельское хозяйство, транспорт и пр.

Зачем все это работникам

Задача независимой оценки квалификации — стимулировать специалиста к профессиональному росту. При этом ее глобальная идея — убрать с рынка неквалифицированных специалистов, не желающих учиться и повышать свою конкурентоспособность и востребованность.

Система дает возможность соискателю, претендующему на новый уровень, пошагово планировать свое образование, стажироваться и повышать уровень подготовки. Таким образом, любой специалист в зависимости от поставленных карьерных ориентиров сможет регулярно проходить независимую оценку квалификации и увеличивать свою ценность для работодателей.

Зачем это нужно работодателю

В независимой оценке квалификации прежде всего заинтересованы работодатели, которые обязаны применять профессиональные стандарты в силу требований закона.

Однако НСК станет действенным инструментом и в тех отраслях, где профстандарты носят рекомендательный характер. Это необходимо работодателям, когда решается вопрос о назначении на новые должности. Экзамен или подтвердит уровень подготовки претендента, или укажет на необходимость пройти дополнительное обучение.

Кроме того, квалификационные требования к претендентам всегда есть в конкурсной документации к тендерам. Наличие у сотрудников свидетельства о квалификации уже в ближайшем будущем станет конкурентным преимуществом для заказчиков тех или иных видов работ и услуг.

Об авторе — Елена Петровская, член генерального совета «Деловой России», руководитель комиссии по профквалификациям в области оценочной деятельности СПК ФР.

Читайте также:  Заявление в трудовую инспекцию о невыплате расчёта при увольнении - образец
Ссылка на основную публикацию