Как формируется учётная политика организации, что это?

Зачем нужна и как разработать учетную политику организации

С наступлением рыночных отношений изменились требования к формированию бухучета в организациях.

Суть такого подхода состоит в том, что в соответствии с общими правилами, установленными государством, компания проводит самостоятельную разработку политики учета для реализации поставленных задач.

Что это такое?

Оптимально подобранная политика учета воздействует на размер себестоимости товаров, прибыли, налогов и критерии бюджета компании. То есть, она считается важнейшим средством для создания определенного объема главных показателей рабочего процесса, планирования налогов и цен. Без ее изучения не допускается сравнительный анализ критериев работы организации за различные периоды или с другими фирмами.

Ее основной целью является максимальное отражение деятельности предприятия, формирование достоверной, полной и объективной информации для эффективного регулирования.

Правильный выбор политики позволит организации регламентировать рабочие процессы, увеличить эффективность применения собственных ресурсов, снизить риск появления ошибок, защититься от претензий контролирующих органов, сделать прозрачными отчеты и привлекательным бизнес.

Чтобы она была эффективной, требуется системный подход, детальное анализирование бухгалтерского и налогового законодательства. С учетом количества материалов, специфики российских законов по налогам и практики их использования, для разработки документации требуется много сил и времени.

Базовые принципы и методологию составления документа вы можете посмотреть на следующем видео:

Как она формируется?

Организация занимается формированием политики учета на основании следующих факторов:

  • непрерывность работы;
  • обособленность учета обязательств и имущества компании от остальных лиц;
  • временное определение фактов хоздеятельности;
  • последовательность ее внедрения.

Создает ее на предприятии главный бухгалтер для нужд бухучета в соответствии с Положением, а согласует руководитель (п. 5 ПБУ 1/98, согласованного приказом Минфина РФ №60н от 9 декабря 1998 г.).

Политика касается работы всех структурных подразделений компании и сотрудников, которые должны соблюдать все условия. Поэтому ее согласование осуществляется изданием отдельного приказа, а принимают в ней участие все заинтересованные структурные отделы и должностные лица. При потребности разработкой дополнительно могут заниматься сторонние консультанты, приглашенные по договору.

Разрабатывается данная документация на всех предприятиях и не зависит от средств инвестирования и форм собственности. Методы ведения бухучета, которые выбрала компания, используются с начала года после выпуска организационно-распорядительной документации. Ими должны пользоваться все структурные подразделения.

Компания проводит самостоятельный выбор формы учета (упрощенная, журнально-ордерная и пр.), списка учетных регистров, их поэтапности, построения и методов фиксации в них. Самостоятельно разрабатывается система внутрипроизводственной отчетности, учета и контроля в соответствии с особенностями функционирования и норм производственного управления.

Форма политики не регламентируется нормами, поэтому может излагаться в приказе. Может иметь текстовый формат с выделенными пунктами в табличной или иной форме. Наиболее подходящим является документ в виде таблицы. Согласованная в приказе учетная политика — это самостоятельная завершенная документация с уникальной формой и структурой, которая соответствует целям создания.

Благодаря табличной форме документ становится более структурированным со ссылками на нормативы, которые являются обоснованием выбранного способа ведения бухучета. При этом графически выделяются некоторые разделы бумаги, соответствующие определенным направлениям или объектам. Это упрощает дальнейшее пользование ею специалистами при повседневной работе.

Также могут быть приложения в виде дополнительно созданных документов первичного учета, подробных технологий разработанных учетных способов и пр. Но вместе с тем, политика остается официальной документацией, может запрашиваться при выполнении проверок, разбирательств в судах.

Нужна ли регистрация в ФНС?

Часто налоговые органы не принимают годовые отчеты без этого документа. Но если он остается неизменным, то можно указать этот факт в сопроводительном письме к отчетности. Некоторые контролирующие структуры могут потребовать документацию при проведении выездных или камеральных проверок.

Ведением политики занимаются все организации, а у индивидуальных предпринимателей ее нет из-за отсутствия бухучета.

В ней должны обеспечиваться следующие условия:

  • своевременное и полноценное отражение в бухучете и отчетности фактов хозяйственной деятельности;
  • признание обязательств и расходов без образования скрытых резервов;
  • рациональное ведение бухучета в соответствии с величиной и условиями хозяйствования компании.

Недавно созданная при реорганизации фирма формирует избранную политику учета согласно основным правилам не позже 3 месяцев со времени госрегистрации юридического лица.

Что входит в состав?

Проводится согласование следующих документов:

  • рабочего плана счетов бухучета;
  • форм первичной учетной документации, используемых в оформлении этапов хозяйственной деятельности, где не предусматриваются типовые формы;
  • способы оценки обязательств и активов;
  • последовательность выполнения инвентаризации обязательств и активов компании;
  • техника обработки учетных сведений и правила документооборота;
  • последовательность контроля хозяйственных операций;
  • остальные операции для организации бухучета.

Компания должна раскрывать утвержденные методы ведения бухучета, оказывающие воздействие на принятие решений заинтересованными лицами. К существенным методам их ведения относятся те, без которых не проводится оценка денежного положения организации, движения ее финансов или результатов деятельности.

К методам ведения бухгалтерского учета, утвержденным при создании политики и требующим раскрытия в отчетах, относят методы амортизации нематериальных и других активов, основных средств, оценку товаров, производственных запасов, незаконченного производства и готовых продуктов, признание выручки от реализации услуг, товаров, продуктов и др.

Также раскрытию подвергаются:

  • методы оценки основных средств, которые были приобретены взамен на другое имущество, отличающееся от финансов;
  • принятые сроки эксплуатации объектов;
  • объекты основных средств с непогашаемой стоимостью или полученные по арендному договору.

По нематериальным активам в бухотчетах раскрытию подвергаются следующие сведения:

  • методы расчета и выражения амортизационных отчислений;
  • способы оценки нематериальных активов, при приобретении которых не расходовались деньги;
  • сроки, которые были приняты для полезной эксплуатации нематериальных активов.

О том, что включает в себя кадровое делопроизводство, вы можете прочитать тут.

Внесение изменений

Документ может быть изменен в следующих ситуациях:

  • при использовании нового метода ведения бухучета с более достоверным представлением фактов деятельности в отчетах и учете компании или малой трудоемкостью без уменьшения достоверности сведений;
  • при изменении российских законов или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • при разработке новых методов ведения бухучета внутри компании;
  • при значительном изменении условий работы.

Значительное изменение условий работы организации возникает при смене собственников, реорганизации, изменении специализации, сокращении или расширении производственных объемов, реструктуризации и пр.

Оценка последствий изменений, которые могут отразиться на движении финансов, денежном положении или результатах деятельности компании, выражается в деньгах. Оценка осуществляется по выверенным данным на срок, с которого используется измененная методика ведения бухучета. Существенные методы его ведения должны быть раскрыты в пояснительной записке, прилагающейся к отчетам за прошедший период. В промежуточные отчеты могут не входить сведения о политике учета, если за прошлый год в ней не было изменений.

Обособленному раскрытию в бухотчетах подлежат изменения, которые могут оказывать значительное воздействие на движение финансов, денежные результаты или положение компании. Такие сведения должны отражать причину изменений, их оценку в финансовом выражении, указание о коррекции данных, внесенных в бухгалтерскую отчетность.

Прочие нюансы

Следует отметить другие детали документа:

  • Обязательная индивидуальность. При разработке должна учитываться специфика деятельности компании (инвесторные потребности, особенности отрасли, краткосрочные и длительные планы менеджмента и остальные факторы).
  • Высокая гибкость. Должны быть ссылки на корпоративные локальные нормативы организации с их дальнейшей разработкой.
  • Максимальное использование прав, предоставленных законом. Должны расписываться все детали Положения по бухучету, 25 главы НК, других законодательных положений, влияющих на деятельность предприятия.
  • Обоснованность. Должны указываться ссылки на акты, по которым предлагаются решения.

Политика для целей налогообложения

Исходя из используемой системы обложения налогами может проводиться рассмотрение следующих вопросов:

  • технология вычисления цены материально-производственных запасов (по средней цене, по стоимости первых покупок, по цене единичного товара);
  • технология признания затрат и прибыли для вычисления доходного налога. Предусматривается кассовый способ и метод начисления;
  • технология амортизационного начисления для нематериальных активов и основных средств (линейный и нелинейный);
  • метод вычисления налога на добавленную стоимость (по оплате и отгрузке);
  • возможность создания резервов с регулировкой налога на прибыль.

Организация последовательно пользуется принятой политикой учета каждый год, может ее изменять при нововведениях в российском законодательстве или нормативных актах регулирующих органов.

Формирование учетной политики бюджетного учреждения

Учетная политика является первостепенным документом бухгалтера учреждения. Значение данного документа трудно переоценить в период реформы бюджетных учреждений. Каким образом должна формироваться учетная политика бюджетного учреждения, расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов.

Формирование единых принципов организации как бухгалтерского, так и налогового учета является необходимым условием деятельности любого учреждения.

Необходимость учетной политики обусловлена прежде всего спецификой деятельности конкретных бюджетных учреждений. Учетная политика предназначена, в том числе, для реализации тех решений руководителя учреждения, которые, по его мнению, позволят оптимально организовать учетную работу. Кроме того, нередко отдельные вопросы, связанные с организацией (ведением) бюджетного (налогового) учета, действующие нормативно-правовые акты, по сути, относят к компетенции бюджетных учреждений.

Таким образом, учетная политика бюджетного учреждения не является формальным документом, создаваемым только потому, что его наличие предусмотрено действующим законодательством. Напротив, во многих случаях именно на основании утвержденной в установленном порядке учетной политики должностными лицами осуществляются те или иные действия, принимаются конкретные решения.

Учетная политика для целей бюджетного учета

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон № 129-ФЗ) данный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение их бюджетов, установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее – Инструкция № 148н) поскольку Инструкция 148н не содержит требования о наличии дополнительно в учреждении утвержденной учетной политики, принятие дополнительного нормативного акта об утверждении учетной политики является необязательным. При этом, обратите внимание, что Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, и устанавливающее правила формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, на бюджетные учреждения не распространяется.

Однако, если учреждение осуществляет операции, требующие при их оформлении в бюджетном учете особенные учетные процедуры, оно может отдельным правовым актом (актами) устанавливать необходимые положения, регламентирующие его учетную политику.

В то же время бюджетный учет осуществляется, в том числе, и в соответствии с законом о бухгалтерском учете (п. 1 Инструкции № 148н).

Пунктом 3 статьи 6 Закона № 129-ФЗ определены положения, которые должны быть утверждены приказом руководителя в составе учетной политики учреждения:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Читайте также:  ТОП 11 причин отказа в приёме на работу

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6 Закона № 129-ФЗ). В соответствии с вышеуказанной нормой изменение учетной политики может производиться (изменения вводятся с начала финансового года):

  • в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности организации.

Таким образом, несмотря на то, что Инструкция № 148н устанавливает единую учетную политику, остается ряд вопросов, которые должны быть урегулированы именно учетной политикой, принятой бюджетным учреждением (органом местного самоуправления). Например, конкретный перечень счетов аналитического учета, порядок учета на забалансовом счете 21 “Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации” и т. п. Кроме того, только в учреждении может быть разработан график документооборота, который является важной составной частью учетной политики – позволяет оперативно формировать в бюджетном учете полную и достоверную информацию о деятельности бюджетного учреждения.

При формировании учетной политики для целей бюджетного учета необходимо руководствоваться:

иными документами, регулирующими вопросы бюджетного учета и отчетности.

Учетная политика для целей налогового учета

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Разработка учетной политики для целей налогообложения в соответствии с требованиями глав 21, 25, 26, 26.4, 30 Налогового кодекса обязательна.

Из положений налогового законодательства следует, что в учетной политике для целей налогообложения отражаются вопросы, порядок решения которых прямо не предусмотрен Налоговым кодексом. Так, при раскрытии содержания отдельных элементов необходимо выбирать один из предлагаемых Налоговым кодексом методов. Иногда учреждение может столкнуться с необходимостью самостоятельно разработать элемент учетной политики в силу того, что законодательно вопрос не регламентирован. В этом случае целесообразно придерживаться правил бюджетного учета, поскольку на основе учетных регистров и первичной документации происходит формирование базы большинства налогов и сборов.

При формировании учетной политики для целей налогообложения бюджетные учреждения руководствуются:

  • Налоговым кодексом;
  • Гражданским кодексом;
  • постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 “О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы”;

иными нормативными документами по вопросам налогообложения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 167 Налогового кодекса принятая бюджетным учреждением учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом или распоряжениями руководителя учреждения. Данную учетную политику можно утвердить отдельным приказом или объединить с учетной политикой для целей бюджетного учета.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения, приказ должен быть датирован годом, предшествующим году, на который распространяется ее действие.

В отличие от Закона № 129-ФЗ, Налоговый кодекс не содержит требований о последовательном, из года в год, применении утвержденной один раз учетной политики, следовательно, учреждение может ежегодно утверждать новую учетную политику для целей налогообложения.

Обратите внимание! Учетная политика может быть представлена как одним приказом руководителя организации (с соответствующими приложениями), так и представлять из себя систему приказов (распоряжений, инструкций). Главное, чтобы все существенные вопросы, связанные с ведением как бухгалтерского, так и налогового учета в бюджетном учреждении были урегулированы.

Статья опубликована в журнале
“Бюджетный учет” № 12 декабрь 2010 год

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов

Содержание и порядок формирования учетной политики организации

После исследования темы, которая подана в 20 главе, студент должен: понимать сущность учетной политики компании и каков принцип ее формирования, суть и раскрытие учетной политики и также порядок, по которому в нее вносятся изменения; уметь корректно использовать знания, которые были получены в ходе изучения, а также порядка формирования учетной политики, содержания учетной политики, ее раскрытия и уметь вносить коррективы в учетную политику; уметь пользоваться понятийным аппаратом по учетной политике компании.

Порядок формирования учетной политики

Существуют определенные правила ведения бухгалтерского учета организации. Также есть три вида установки правил подобного рода:

  • централизованный;
  • децентрализованный;
  • смешанный.

В первом варианте ведение учета регламентируется из единого центра, и каждая организация обязана следовать установленным правилам, которые вырабатываются центром.Отступать от данных правил нельзя.

Во втором варианте правила бухгалтерского учета индивидуализируются для каждого предприятия, что позволяет в учете в максимальной степени отразить особенности деятельности. Недостаток такого варианта заключается в том, что он не может быть применим в Российский Федерации.

В третьем варианте необходимо разумно сочетать элементы предыдущих, подвергнув список общих правил централизованному регулированию. Каждая компания самостоятельно разрабатывает правила и механизм, по которому они будут выполняться.

В данных случаях компания также должна учитывать условия, в которых проводится их хозяйственная деятельность, а также профессионализм работников и техническую оснащенность управления. Основывая на общих правилах, каждое предприятие занимается индивидуальной обработкой учетной политики.

Понятие «Учетная политика организации» впервые было введено Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства финансов России от 20 марта 1992 г. № 10 (с 1995 г. оно не действует). Данное положение давало компаниям и предприятием шанс выбирать индивидуально варианты проведения бухгалтерского учета в отдельных случаях. Им было предусмотрено, что ведение бухучета предприятием должно обеспечиваться «соблюдение на протяжение года, который подлежит отчетности, установленной учетной политики отражения различных операций и оценивания имущества, которое определялось правилами, приведенными в данном положении».

Суть учетной политики отражается в приложение у Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденному приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н (далее – ПБУ 1/2008). Это положение является элементом системы нормативного управления бухгалтерским учетом в Российской Федерации, который должен применяться, учитывая другие Положения бухгалтерского учета.

Согласно ст. 2 ПБУ 1/2008, учетная политика организации – это ряд методов ведения бухучета – первичного наблюдения, принятых ею, а также стоимостные измерения, группировки, проводящиеся в данный период времени, и подведения итогов по фактам хоз.деятельности.

Формирование учетной политики организации

Формирование учетной политики компании проводится непосредственно главным бухгалтером или другим лицом, которое по законодательству Российской Федерации отвечает за управление бухгалтерским учетом предприятия, основываясь на текущем ПБУ 1/2008, которое утверждается руководителем предприятия. В данном случае также проводится:

  1. Утверждение рабочего плана счетов бухучета, которые содержат как аналитические, так и синтетические счета, которые нужны для проведения бухгалтерского учета в организации, которые также соответствует требованиям соответствия срокам подачи и полноты данных в учете и отчетности.
  2. Утверждение форм первичных учетных документов, а также регистров бухгалтерского учета и документов для проведения внутренней бухгалтерской отчетности.
  3. Утверждение порядка того, как проводится инвентаризация активов и основных обязательств организации.
  4. Утверждение способов оценивания активов и различных обязательств организации.
  5. Утверждение регламента документооборота и технологий, по которым будет обрабатываться учетная информация.
  6. Утверждение правил контроля за хозяйственными операциями.
  7. Утверждение других решений, которые также играют роль в организации бухгалтерского учета.

Учетную политику нуждается в формировании, так как каждое конкретное направление руководства бухгалтерским учетом нуждается в выборе одного из предоставленных способов ведения бухгалтерского учета, которые также утверждены законодательством РФ и нормативными актами, и обосновать его. В случае, если в нормативных актах не содержится регламентация отражения в бухгалтерском учете каких либо проведенных операций, то организации потребуется разработать свой способ ведения бухгалтерского учета.

Знание. понимание и способность умело формировать учетную политику организации ложится на плечи руководителя предприятия (так как на нем находится ответственность организации бухучета и соответствие нормам законодательства во время исполнения какой-либо хозяйственной деятельности, подписание приказов про утверждение учетной политики предприятия и также изменений, которые могут в нее вносится), главного бухгалтера (ответственного за формирование учетной политики предприятия, а также ведение бухучета и предоставление в срок полной информации об отчетности), и аудитора (который проверяет организацию в последовательности знакомства с ее учетной политикой), и налоговый инспектор (исследует заложенные в учетной политике организации принципа учета объектов, подвергаемых налогообложению).

Какие факторы нужно учитывать для оптимизации деятельности предприятия?

Учетная политика, которую выберет компания обязана направляться на оптимизацию деятельности предприятия и брать в расчет некоторые факторы:

  1. Форма собственности и организационно-правовая форма.
  2. Тип и объем деятельности предприятия.
  3. Льготы в системе налогообложения (свобода от каких-либо налогов, а также ставки и различные льготы).
  4. Может ли компания индивидуально принимать решения в таких вопросах, как ценообразование, выбор партнера или инвестора.
  5. Какова стратегия финансового и хозяйственного развития деятельности предприятия, а также цели и задачи развития компании, пути этого развития на ближайшее будущее, а также состояние материальной базы и системы информационного обеспечения.
  6. Квалификация сотрудников предприятия, их дееспособность и возможность принятия собственных решений.
  7. Существует ли, и в каком состоянии, система материальной заинтересованности и ответственности.

Во время того, как формируется учетная политика, необходимо соблюдать основные требования и допущения.

Основными задачами учетной политики организации являются:

  1. Полное отражение деятельности компании.
  2. Формирование полной картины об учетной политике компании с целью эффективного управления ее работой.

Бухгалтерская служба организации, контрольные подразделения и менеджера предприятия использует учетную политику для успешного управления компанией. Приказ по учетной политике также используется внешними пользователями, например, аудиторами – для того, чтобы подтверждать достоверность отчетов, другими пользователями – для изучения отчетности и оценивания ее различных показателей. Учетная политика организации имеет большое значение как для сотрудников и акционеров предприятия, так и для внешних пользователей.

Полнота, своевременность, осмотрительность, непротиворечивость, рационализация и соблюдение приоритета содержание над формой необходимо для корректной работы с учетной политикой организации.

Целью создания учетной политики компании является финансовый, управленческий и налоговый учет.

Для того, чтобы выбрать подходящую учетную политику организации необходимо изучить ряд факторов, которые частично зависят от хозяйствующего субъекта: род деятельности и размеры предприятия, организационные и технические моменты, правовой статус и перспектива целей, характер процесса закрепления бюджета и долгосрочность договоров, компетенция работников, а также налоговая и валютная политика страны и так далее.

Читайте также:  Структура персонала предприятия - что это такое, как разделяются кадры по категориям

Существует несколько стадий процесса формирования учетной политики организации:

  1. Определить объекты и субъекты бухучета, во взаимодействии с которыми должна быть создана учетная политика.
  2. Выявить, проанализировать и оценить факторы, с помощью которых и будет выбран способ ведения бухгалтерского учета.
  3. Выбрать и обосновать исходные положения установления учетной политики.
  4. Отобрать способы ведения бухгалтерского учета в соответствии с каждым приемом и объектом учета.
  5. Подобрать способы ведения бухучета, которые пригодны для применения в данной компании.
  6. Документально оформить выбранную учетную политику.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете учетной политики, признается совокупность правил ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами. Такие субъекты в индивидуальном порядке создают свою учетную политику, но при этом пользуясь Законодательством Российской Федерации о бухучете, а также другими федеральными и отраслевыми стандартами.

Формируя учетную политику по отношению к отдельному субъекту бухучета, также индивидуально подбирается способ из представленных, с применением которого и будет вестись учетная политика компании. Если по отношению к конкретному объекту бухучета на основе федеральных стандартов не устанавливает способ ведения бухучета, разработкой способа, основывая на требованиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, а также федеральными и отраслевыми стандартами, занимается сама организация. Также необходимо помнить, что выбранная учетная политика должна проводиться из года в год.

Порядок формирования учетной политики организации: 6 главных требований

Если управленец хочет быть хорошим менеджером, то он должен уметь наводить порядок в имуществе предприятия и знать, сколько оно стоит. В этом свете учетная политика представляется незаменимым атрибутом современных деловых отношений. А если еще вспомнить, что любая организация является участником налоговых отношений, то становится понятным, что без системы учета бизнес долго не проживет. Итак, что такое учетная политика организации?

Учетная политика организации: что это такое и как формируется?

Учетная политика организации – это комплекс методик, позволяющих систематизировать бухгалтерскую информацию о функционировании предприятия и о его имуществе.

Для чего нужен бизнес-план и как его составить самостоятельно, вы можете узнать здесь.

Существует довольно большое количество приемов ведения бухгалтерского и налогового учета. Из их многообразия главный бухгалтер выбирает те, которые оптимальным образом удовлетворяют требования конкретной фирмы.

Именно этот процесс выбора, задокументированный и одобренный руководителем компании приказом, отражает концепцию учетной политики отдельно взятого предприятия.

Учетная политика организации формируется при соблюдении следующих предпосылок:

  • Материальная обособленность. Это означает, что после основания организации в ее собственности появляется имущество, которое является отдельной экономической категорией по отношению к имуществу и обязательствам других организаций и ее собственников.
  • Непрерывность функционирования. Суть этой предпосылки заключается в том, что учет хозяйственной жизни предприятия имеет смысл тогда, когда оно существует в неизменном виде (касательно объемов производства и правового статуса) определенное количество времени.
  • Методичность использования учетной политики. Это означает, что подобранные методики учета будут эксплуатироваться на протяжение относительно длительного временного отрезка, другими словами, по порядку, от прошедшего отчетного периода к следующему.
  • Временная однозначность эпизодов хозяйствования. Факты хозяйственной жизни подлежат признанию в тот отчетный период, в коем они имели место быть, безотносительно к тому, когда зафиксировано поступление денежных средств.

Что такое балансовая стоимость основных средств и как самостоятельно рассчитать этот показатель – читайте по ссылке.

Схема: Основные элементы учетной политики организации.

Основные требования к учету

Учет активов предприятия должен полностью и комплексно отражать его состояние. В этой связи имеются определенные требования к учетной политике:

  • Она должна отражать все факты хозяйствования
  • Факты хозяйствования должны быть учтены или одновременно с их осуществлением, или сразу после него.
  • Приоритет должен отдаваться отражению издержек и пассивов, а не доходных потоков и активов.

Какая предусмотрена ответственность главного бухгалтера с 2016 года и какие изменения произошли в законодательстве – узнайте в этой статье.

  • Превалирование экономического смысла над видом. Это значит, что для целей учета более важна не правовая форма эпизода хозяйствования, а его экономическая суть и обстоятельства его происшествия.
  • Тождественные учетные данные не должны различаться, если они представлены в разных регистрах бухучета.
  • При учете актов хозяйствования необходимо придерживаться принципа рациональности (должны учитываться экономические обстоятельства эпизода, размер предприятия, объем данных, необходимых для того, что принять обособленное управленческое решение).

Что такое рентабельность предприятия простыми словами? Ответ содержится в публикации по ссылке.

Схема: Аспекты учетной политики.

Пример из практики

Пример учётной политики организации вы можете скачать по этой ссылке.

Необходимо ли регистрировать учетную политику в ФНС?

Предприниматель не обязан в обязательном порядке регистрировать учетную политику в налоговых органах. Но иногда для анализа налогового состояния предприятия уполномоченные органы могут попросить предоставить учетную политику фирмы.

Какая предусмотрена ответственность учредителей ООО по долгам созданного ими юридического лица – узнайте тут.

Для индивидуальных предпринимателей вообще не предусмотрена учетная политика и бухучет.

Порядок внесения изменений в учетную политику

Учетная политика корректируется от одного отчетного периода к другому. Если же необходимо внести поправки до истечения текущего отчетного периода, то это можно сделать в следующих случаях: изменение норм права касательно бухучета, подготовка фирмой новых методов бухучета, значительные перемены в экономической ситуации предприятия.

Как открыть благотворительный фонд: порядок оформления документов и пошаговая инструкция по регистрации содержатся в публикации по ссылке.

Образец учетной политики организации.

Специфические детали учетной политики организации

Согласно главе 25 НК РФ следует проводить учетную политику отдельно: для того, чтобы выполнять цели по бухучету и по налоговому учету. Если в законодательных актах не оговаривается право на выбор из нескольких альтернатив калькуляции одной процедуры, то ее не нужно отражать в учетной политике.

Когда составляется учетная политика, то в ней необходимо указывать только те методы бухучета, которые уже используются, или будут использованы.

Базовые принципы и методология учетной политики организации были подробно рассмотрены в следующем видео-уроке:

Учетная политика

Термин «учетная политика» хорошо известен бухгалтерам организаций, что касается индивидуальных предпринимателей, то многие из них уверены, что раз они не ведут бухгалтерский учет, то и этот документ к ним никакого отношения не имеет. Это не совсем так, давайте разбираться.

Что такое учетная политика?

Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.

В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.

Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.

Обычно учетную политику формируют каждый год, но если на новый год ее не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя. В течение года документ можно только дополнять, если в деятельности налогоплательщика появился новый вид деятельности (например, торговая организация стала оказывать еще и услуги по сервисному обслуживанию этих товаров) или законом внесены изменения в положения о бухучете или налогах. Что касается уже закрепленных в ежегодной учетной политике положений, то изменять их можно только с нового года.

Только что созданная организация должна утвердить учетную политику для бухучета не позднее 90 дней со дня регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008), а для целей расчета НДС – до конца квартала, в котором она была зарегистрирована. При этом признается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.

Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или другое лицо, отвечающее за учет, а утверждает – руководитель или индивидуальный предприниматель.

Индивидуальные предприниматели, которые могут не вести бухучет, разрабатывают учетную политику только для налогообложения, а организации – для бухгалтерского и налогового учета. Обязательно должны формировать учетную политику для целей налогообложения индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся плательщиками НДС;
  • работающие на УСН Доходы минус расходы;
  • плательщики сельхозналога;
  • при совмещении УСН и ЕНВД.

Всем остальным ИП, во избежание споров с налоговыми органами, тоже рекомендуем сформировать учетную политику для налогового учета.

Санкции за отсутствие учетной политики

Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Структура учетной политики

Учетная политика организации может быть общей – для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.

Учетная политика организации будет единой, включая ее обособленные подразделения, даже если они имеют отдельный баланс.

Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:

  • организационно-технический;
  • методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
  • методологический для целей налогообложения.

Важные пункты учетной политики приведены в таблице:

Организационно-технический раздел

Способ ведения учета

Указать, кто ведет учет – руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер.

Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная.

Рабочий план счетов

Утверждается отдельным приложением к учетной политике.

Формы первичных учетных документов

Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении.

Читайте также:  Существенные условия договора подряда согласно ГК РФ

Право подписи первичных учетных документов

Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях.

Формы бухгалтерских регистров

Перечень и форму регистров укажите в приложении.

Утверждается отдельным приложением к учетной политике.

Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций.

Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета

Промежуточная бухгалтерская отчетность

Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности.

Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров

Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО).

Доходы и расходы организации

Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев).

Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства.

Учет расчетов по налогу на прибыль

Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет.

Создание фондов и резервов

Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд.

Учет основных средств

Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации и

способ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки.

Методологический раздел для целей налогообложения

Источники данных для налогового учета

Определите, на основе чего ведется налоговый учет – бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике).

Метод амортизации ОС

Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации.

Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве

Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО).

Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль

Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно).

Метод признания доходов и расходов

Выберите – метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения).

Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам

Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально.

Определение перечня прямых расходов

Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ)

Учетная политика

В начале работы компания устанавливает правила, которым ее сотрудникам нужно следовать при выполнении своих повседневных задач. Основополагающие требования закрепляются положениями, например, о документообороте, коммерческой деятельности и т.д. Единый документ, регулирующий бухгалтерский учет в организации, называется учётной политикой. В статье не только дается ее определение, но и раскрываются основные элементы, а также нововведения этого года, касающиеся ее оформления.

Определение учётной политики, составные элементы структуры

Законодатель обязывает создать учетную политику (УП) на каждом хозяйствующем субъекте, который имеет статус юридического лица, а также ведет отчетность по МСФО. Последнее, в частности, оговаривается отдельно в разделах локального акта.

Зачастую, в качестве приложений документ включает рабочий план счетов, регистры налогового и бухгалтерского учёта, формы первичных документов.

В целом, учетная политика организации – это детализированный документ, содержащий нюансы ведения налогового и бухгалтерского учета хозяйственной деятельности. Главная его задача – сформировать наглядную подачу и обработку бухгалтерской и налоговой информации.

Основное внимание уделяется:

  • Полноте и своевременному отражению финансовых процессов компании.
  • Рациональному ведению бухгалтерского учёта
  • Соответствию данных аналитики, журналов, ведомостей и отчетных форм.

В идеале текст документа должен отвечать на такие вопросы:

  1. Каким подразделением осуществляется бухучёт?
  2. Как ведётся учёт активов и обязательств?
  3. Каковы сроки и порядок работы с кредиторов, дебиторами, активами и пассивами.

Помимо этого, документ содержит информацию о:

  1. порядке документооборота предприятия, в том числе о правах подписи должностных лиц, правилах контроля содержания документации;
  2. том, как проводится инвентаризация. Такая процедура обязательна при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения или повреждения имущества. Также инвентаризация нужна в случае наступления экстремальных условий (пожары, наводнения и т.д.);
  3. регламенте внесения изменений и дополнений в политику. Документ должен отражать порядок внесения изменений, какие документы нужно составлять;
  4. том, как учитываются активы и пассивы;
  5. том, как происходит учёт доходов и расходов компании.

При формировании политики важную роль играет организационная форма предприятия. К примеру, для представителей малого бизнеса существуют послабления. Так, они могут вести бухучёт по упрощённой схеме, отраженной в документе. Если этого не сделать, у проверяющих лиц могут возникнуть вопросы по сдаче отчётности.

Индивидуальные предприниматели тоже обязаны иметь учётную политику, которая, впрочем, создаётся для налоговых целей, так как ИП не ведёт бухучёт. В разрабатываемом документе оговаривается лицо, ответственное за налоговый учет, указывается способ его ведения, объект налогообложения.

Большую роль при формировании учетной политики играет система налогообложения. Она бывает следующих видов:

  1. Общий режим.
  2. Упрощённый порядок.
  3. Общее налогообложение + уплата единого налога на вменённый доход (ЕНВД).
  4. Упрощённая система и выплата ЕНВД. При таком варианте предприниматели указывают способ оценки реализованных ценностей. Если нужно, то прописывается порядок применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения.

В зависимости от направления бизнеса, учётная политика может дополняться описанием транспортных расходов. Если компания производит товары, УП должна содержать способ признания доходов по мере готовности продукции.

Как формируется учётная политика в организации, нормативное регулирование процесса

Данный документ относится к системе локальных актов, принимаемых внутри предприятия. Учетная политика организации формируется на основании приказа Минфина № 106н от 06.10.2008 г.

Законодатель определяет главного бухгалтера как исполнителя, ответственного за разработку УП. При этом, ему нужно знать как порядок создания документа, так и сроки, в которые следует вложиться.

Временные рамки для создания УП следующие:

  • 90 дней с даты регистрации компании, если речь идёт о политике бухгалтерского учёта.
  • Не позднее даты окончания первого налогового периода.

Перед составлением УП предприятие должно определиться с вектором развития, создать стратегический план краткосрочных и долговременных целей. В связи с этим, имеет смысл привлечь коммерческого директора, менеджера по развитию к созданию документа.

Перед оформлением текстовой части документа нужно:

  • Сформировать перечень налогов и сборов, плательщиком которых считается компания.
  • Проанализировать пути оптимизации налогов.
  • Проанализировать и оценить факторы, способные повлиять на выбранный способ ведения бухгалтерского учёта.
  • Выделить перечень объектов, в отношении которых вводится учётная политика.
  • Для каждого учетного действия, осуществляемого предприятием, необходимо определить ссылку на источник права.

Законодатель не определяет унифицированной формы, которой нужно придерживаться при разработке УП. На данном этапе администрация вправе использовать другой локальный акт – положение о документообороте. При этом не допускается, чтобы созданный документ противоречил действующему законодательству.

Формируя учётную политику, важно учесть порядок финансирования ремонта основных средств, начисления износа, отражение основных фондов.

Проект рассматриваемого документа подлежит анализу и согласованию с юридическим отделом, начальниками других структурных подразделений. Итоговый вариант документа утверждается приказом генерального директора.

В дополнение к УП подлежат утверждению:

  • Технология обработки учётной информации, правила бухгалтерского документооборота.
  • План счетов бухучёта. В этом документе рекомендуется прописывать коды и названия субсчетов, используемых компанией для ведения синтетического и аналитического учётов.

Созданная политика актуальна в течение одного года. По мере развития может меняться ее содержание, поэтому разработка по схеме «один раз и навсегда» не имеет смысла.

При этом нужно знать, что внесение изменений в УП и дополнение содержания – не равнозначные действия.

Если предприятие, к примеру, приобретает лицензию на новый вид деятельности, имеет место дополнение к существующей УП. При этом закон не устанавливает лимитов на расширение содержания. При расширении бизнеса главбуху достаточно прописать новые способы ведения учета операций, способы оценки товаров, порядок ценообразования.

В соответствии с положением Минфина, учётная политика организации корректируется в случаях:

  • Изменения буквы закона.
  • Выбора организацией новых методов бухучёта.
  • Реорганизации компании.

Если администрация приняла решение внести изменения, оно должно быть отражено в приказе или распоряжении, вместе с причинами и последствиями корректив.

Нововведения 2019 года, которые нужно учесть при составлении учетной политики

Действующая система бухгалтерского учёта страны не считается совершенной и подлежит постепенному реформированию. Правительство стремится привести этот сегмент экономической деятельности в соответствие с международными стандартами.

Впрочем, в 2019 году в отношении бухучёта существенных изменений не произошло. Единственный нюанс – теперь бюджетные организации обязаны публиковать УП на собственных сайтах, а содержание подробно отражать в отчётной документации.

В части налогового законодательства с 2019 года произошёл ряд изменений, которые стоит раскрыть подробнее.

Так, с начала 2019 г. в стране увеличен МРОТ, который теперь составляет 11280 руб. Это значение следует отразить при составлении учётной политики, если персонал получает заработную плату из расчёта этого значения. Кроме этого, в России на 20% увеличен налог на добавленную стоимость. Учесть этот факт нужно в обязательном порядке, если фирма работает с НДС.

С 01.01.2019 от налога на добавочную стоимость освобождаются работы, связанные с регулярными перевозками пассажиров автомобильным и городским наземным транспортом.

Следует помнить и о системе страхования. С 2019 года отменены льготы по страховым взносам для некоторых видов предприятий. Например, коммерческие фирмы или ИП, использующие УСН, не пользуются преференциями на соцобеспечение. Сейчас страхователи платят 30% на ОПС. Взносы на травматизм уплачиваются вне зависимости от категории.

Изменения затронули и сельское хозяйство. Если раньше плательщики ЕСХН были освобождены от уплаты НДС, то начиная с 2019 г. такое правило отменено (ФЗ № 335).

Изменения этого года коснулись также порядка выставления счета-фактуры. Если управленец работает с поставщиком длительное время, законодатель разрешает не дублировать этот документ на каждый факт поставки, а сделать один в конце месяца.

С 2019 года приобретение путёвок сотрудников можно учесть в составе расходов по налогу на прибыль. Однако, при этом важно, чтобы место оздоровления или отдыха располагалось в РФ.

Нововведения обусловлены изменением законодательства, соответственно, служат основанием для внесения правок в существующую УП.

Разработка учётной политики – это не только обязанность предпринимателя. Это создание действенного инструмента рационального использования ресурсов, а также коммуникации с надзорными органами. Документ служит подтверждением обоснованности проводимых учетных операций. Чем детальнее проработана политика, тем больше вероятность успеха в споре с контролирующими органами. Также она пригодится при возможных судебных разбирательствах.

Ссылка на основную публикацию