Уровни квалификации в профессиональных стандартах согласно ТК

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н “Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов”

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н
“Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов”

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н)

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее – Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: “Полномочия и ответственность”, “Характер умений”, “Характер знаний”, “Основные пути достижения уровня квалификации”.

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Деятельность под руководством

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Выполнение стандартных заданий

Выбор способа действия по инструкции

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи

Решение типовых практических задач

Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач

Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Дополнительные профессиональные программы

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата

Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных

Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций

Ответственность за результаты

деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Дополнительные профессиональные программы

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России, макетом и уровнями квалификаций. Утверждены такие уровни.

Уровни применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Они определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности сотрудника.

Каждый уровень содержит описание 4 показателей: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний; основные пути достижения уровня квалификации.

Установленные уровнями единые требования к квалификации могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н “Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 13 июня 2013 г. N 125

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

СТ 195.1 ТК РФ.

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Часть третья утратила силу с 1 июля 2016 г.

Комментарий к СТ 195.1 ТК РФ

1. В ст. 2 Закона об образовании в РФ квалификация определена как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

2. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. В указанном Постановлении предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9.

3. В указанных Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов предусмотрено, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом России Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта утверждены Приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н.

Макет профессионального стандарта утвержден Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н.

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.

4. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Минтрудом России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении.

5. Экспертный совет по профессиональным стандартам создается Минтрудом России в целях согласования проектов нормативных правовых актов и Методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов. Состав экспертного совета формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций. Обеспечение деятельности экспертного совета осуществляется также Минтрудом России.

Положение об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты РФ утверждено Приказом Минтруда России от 25.03.2013 N 118н.

6. Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

Читайте также:  Заявление на компенсацию отпуска: образец

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661.

Комментарий к Ст. 195.1 Трудового кодекса РФ

1. Понятия “квалификация работника” и “профессиональный стандарт” закреплены в ТК РФ впервые.

Квалификация работника определяется как совокупность четырех составляющих: 1) знания, 2) умения, 3) профессиональные навыки, 4) опыт работы.

Требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности, определяет профессиональный стандарт, представляющий собой инструмент, который выполняет функции согласования спроса и предложения на рабочую силу через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.

2. В соответствии с п. п. 2, 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23, координацию разработки профессиональных стандартов и их утверждение осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил). В целях согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов предусмотрено создание Министерством труда и социальной защиты РФ экспертного совета по профессиональным стандартам, в состав которого могут входить представители объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций (п. п. 4, 5 Правил). Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 29 апреля 2013 г. N 170н, Макетом профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 147н, и Уровнями квалификации, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 148н, определяющими требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника, которые могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности (п. 6 Правил).

Указанные Правила в п. п. 9, 13, 14 предусматривают обязательное обсуждение проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, его общественное обсуждение, а также рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

3. Законодательные изменения, касающиеся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, представляют собой элемент процесса модернизации национальной системы квалификаций, основу которой в настоящее время составляют Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

На сегодняшний день ТК РФ предусматривает возможность применения профессиональных стандартов наряду с квалификационными справочниками при определении наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним в случаях, когда законодательство связывает с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам, а также при установлении тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (см. ст. ст. 143, 144 ТК РФ и комментарии к ним).

Профессиональные стандарты могут применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, а также при разработке должностных инструкций (подп. “а” п. 25 Правил).

Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N 487-р утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 – 2016 годы. Он, в частности, предусматривает совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку профессиональных стандартов и их применение, внедрение механизма независимой оценки профессионального уровня квалификации работников на основе профессиональных стандартов, разработку национального классификатора профессиональных стандартов и новой версии Общероссийского классификатора занятий, а также подготовку предложений о поэтапной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на профессиональные стандарты, утвержденные в установленном порядке.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Анализ уровней квалификации

Описание уровня квалификации включает в себя такие характеристики, как:

  • полномочия и ответственность;
  • характер умений;
  • характер знаний.

Кроме того, указываются основные способы достижения требуемой квалификации:

  • инструктаж;
  • образование определенного уровня по основным образовательным программам;
  • дополнительное профессиональное образование;
  • практический опыт.

Рассмотрим уровни квалификации подробнее:

  • 1-й уровень предполагает выполнение стандартных заданий (речь идет о физическом труде) и применение элементарных фактических знаний. Соответственно, способы получения такой квалификации самые простые — инструктаж и опыт работы в рамках данной квалификации.
  • 2-й, 3-й уровни требуют способности выполнять соответственно стандартные и типовые задачи. Достигнуть требуемой квалификации можно, получив начальное профессиональное образование, а также пройдя переподготовку.
  • 4-й, 5-й уровни ориентированы на низшее звено руководства и требуют от работника умения руководить группой сотрудников и нести ответственность за результат работы этой группы. Для этого необходимо среднее профессиональное образование по специальности либо начальное профессиональное образование по основной госпрограмме в сочетании с переподготовкой.
  • 6-й уровень требует высшего образования по программе бакалавриата или среднего специального образования. Предполагает исключительно самостоятельную работу или работу по управлению группой людей (организацией или частью крупной организации). Характер умений — внедрение (улучшение) определенных технологических или методологических решений.
  • 7-й уровень— это квалификация высшего руководства, ответственного за работу крупных организаций или подразделений, вследствие чего работник должен владеть навыками управления и стратегического планирования. Требования к высшему образованию в данном случае более серьезны: необходимо обучиться по программам специалитета или магистратуры.
  • 8-й, 9-й квалификационные уровни, судя по всему, определяют квалификацию, необходимую для высших должностей в крупных корпорациях и государстве, масштабной научной деятельности. Они предполагают наличие высшего образования по программам магистратуры или специалитета, а также окончания аспирантуры / адъюнктуры / ординатуры / ассистентуры-стажировки.

Изменение трудового законодательства в 2016 году в области профстандартов

Квалификационные уровни служат связующим звеном между профессиональным образованием и потенциальной сферой деятельности.

ВАЖНО! С 01.07.2016 они обязательны, если данные требования будут установлены ТК РФ или иными нормативными актами (ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» от 02.05.2015 № 122-ФЗ).

Однако данный закон не распространяется на должности, нахождение на которых не связано с получением льгот или наличием ограничений, а также требования к которым прямо не установлены законом. Для государственных (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) организаций обязательность применения предусмотрена постановлением Правительство РФ от 27.06.2016 № 584. Данным документом предусмотрено, что реализация планов по введению профстандартов должна быть завершена до 01.01.2020.

Согласно положениям ст. 195.3 ТК РФ в случаях, когда профстандарты (в том числе характеристики квалификации) необязательны к применению, они берутся работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых теми трудовых функций, обусловленных используемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22.01.2013 № 25 обычным организациям, союзам работодателей, СРО дано необычное правомочие — возможность самостоятельно разрабатывать проекты профстандартов.

Кроме того, с 01.01.2017 работодатель, если посчитает необходимым (при условии надлежащего оформления, согласно ст. 196 ТК РФ), за свой счет может направить работника на независимую оценку квалификации. Такой вариант установления квалификационного уровня работника предусмотрен новым ФЗ от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Должности с обязательными квалификационными требованиями

Можно сформировать примерный перечень работников, требования к квалификации которых установлены законом, а значит, должны быть обязательно включены в профстандарт и соблюдаться:

  • педагоги (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • кадастровые инженеры (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);
  • медики и фармацевтические работники (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);
  • летчики (раздел II приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);
  • адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
  • аудиторы (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • главные бухгалтеры отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ);
  • государственные судебные эксперты (ст. 12 и 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 № 73-ФЗ);
  • муниципальные и государственные служащие (например, ст. 21 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I).

Практическое применение уровней квалификации

Очевидно, что в силу своей правовой сущности уровни квалификации могут использоваться исключительно с целью разработки профессиональных стандартов.

Использованные же в профстандарте конкретные требования к уровню квалификации способны серьезно повлиять на кадровую политику и судьбу конкретного работника.

Стоит отметить, что увольнение в связи с несоответствием требованиям профстандарта невозможно — такого основания нет в ТК РФ. В то же время нахождение на должности работника с несоответствующей обязательным требованиям квалификацией может привести к неприятным для работодателя последствиям, например:

  • наказанию за несоблюдение лицензионных требований (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 № КА-А40/14829-07);
  • отказу ФСС в возмещении выплат по больничному (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу № А55-8041/2011);
  • признанию трудовых договоров недействительными кредиторами организации (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2012 № Ф09-5513/10 по делу № А50-14433/2009).

Перечисленные примеры относятся к периоду до введения в действие нормативных актов о профессиональных стандартах. Тем не менее, учитывая служебную роль уровней квалификации, они дают возможность спрогнозировать практику применения профстандартов в части требований к квалификации.

Соответственно, можно сделать вывод, что требования к уровню квалификации — это информация для работодателя. Последний может обеспечить соответствие сотрудников занимаемой должности разными способами, как то: инструктаж и тестирование кандидатов на вакантные должности, аттестация и повышение квалификации действующих сотрудников и др.

Читайте также:  Табельный номер сотрудника: как присваивается, обязателен или нет

Таким образом, уровни квалификации — особый документ, предназначенный для систематизированного подхода к составлению профстандартов в части требований к уровню опыта и образования работника на конкретной должности. В отдельных случаях такие требования, внесенные в действующий профстандарт, становятся обязательными. Согласно закону обеспечение необходимого уровня квалификации сотрудников — задача работодателей, которая может решаться, в том числе, с использованием независимой оценки квалификации работников.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Недавние корректировки законодательства подразумевают замену устаревших специализированных справочников на современные законодательные нормативы – Также вводится свод требований к конкретным профессиям и разделение на уровни квалификации в профессиональных стандартах. Под ними понимаются определенный перечень требований, которым должны соответствовать навыки и образование сотрудника.

Понятие профессиональных стандартов, сфера их применения

Исходя из ст. 195 ТК РФ, профессиональный стандарт представляет собой документ с набором определенных профессиональных характеристик, которым должны соответствовать сотрудники с целью исполнения конкретных задач на занимаемой должности.

Первые проекты подобных документов зафиксированы еще в 2013 году. Однако только с 2015 года некоторые из них стали обязательными к применению для ряда нанимателей, профессий и должностей.

Профстандарты могут разрабатываться работодателями самостоятельно или с привлечением дополнительных экспертов в указанной области. Помимо этого, стандарты, скорректированные под нужды конкретного предприятия, также могут быть разработаны под заказ в юридических конторах, то есть, третьими лицами.

Основным требованием к проекту профессионального стандарта выступает соответствие положений разрабатываемого документа методическим указаниям Министерства труда РФ, макету шаблонного профстандарта, а также грамотное распределение квалификационных уровней в документе.

По факту формирования проекта стандарта, вместе с приложенными документами, его направляют в Минтруда РФ для рассмотрения и утверждения. Проект может быть отклонен, принят или направлен на доработку. Процесс формирования и принятия подобных стандартов фиксируется в ПП РФ №23 от 22.01.2013г.

Сферой применения профессиональных нормативов является рабочая деятельность трудоустроенных граждан. Они необходимы для описания норм рабочего процесса субъекта, а также требуемого уровня его опыта, практических навыков и образования.

В частности, квалификационные уровни описывают такие требования к сотруднику:

  • наличие конкретных знаний и умений в соответствии с профилем профстандарта и должностью субъекта;
  • необходимый уровень квалификации, которому отвечают должностные обязанности субъекта, а также его полномочия.

Корректировки трудового законодательства РФ в 2016-2017гг.

Уровни квалификации являются необходимым оценочным этапом при поступлении на работу. Соответствие им знаний субъекта является возможностью потенциального трудоустройства на желаемую должность.

Начиная с июля 2016 года, каждый сотрудник организации должен соответствовать профессиональным требованиям квалификационных уровней, если подобное закреплено в локальном нормативе или ТК РФ.

Впрочем, действие профстандартов не распространяется на перечень специальностей, чья деятельность не связана с получением льгот. Также регламент стандартов не распространяется на те профессии, чьи трудовые функции не имеют четкого описания в каком-либо законодательном акте. Так, для государственных работников соответствие стандартам обязательно, для большинства коммерческих структур – данное правило носит рекомендательный характер.

Помимо этого, исходя из ПП РФ №23 от 22.01.2013г. для таких работодателей предусматривается право самостоятельно формировать стандарты. А с 01.01.2017г. управленец, если того требует сложившаяся ситуация в организации, может по собственной инициативе аттестовать подчиненного с целью определить уровень его текущей квалификации. Также в случае несоответствия квалификационному уровню занимаемой субъектом должности, лицо может быть направлено на курсы дополнительного образования.

Должности, попадающие под регламент профессиональных стандартов и квалификационных требований

Должности, для которых профессиональные стандарты являются обязательными к использованию:

  • служащие образовательной сферы на основании ФЗ № 273 «Об образовании» от 29.12.2012г.;
  • инженеры кадастрового профиля, исходя из ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г.;
  • врачи и фармацевты, основываясь на Приказе Министерства здравоохранения № 707 от 08.10.2015г.;
  • летчики, опираясь на Приказ Минтранса РФ № 147 от 12.09.2008г.;
  • сотрудники юридического профиля на основании ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности» от 31.05.2002г.;
  • аудиторы, исходя из ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г.;
  • старшие или главные бухгалтеры некоторых организаций, опираясь на ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г.;
  • судебные эксперты, трудящиеся в государственных учреждениях, основываются на ФЗ № 73 «О судебно-экспертной деятельности в России» от 31.05.2001г.;
  • сотрудники, трудящиеся в муниципальных учреждениях, исходя из ФЗ № 79 «О гражданской службе» от 27.07.2004г.;
  • судьи, исходя из ФЗ № 3132 «О статусе судей» от 26.06.1992г.

Квалификационные уровни профессиональных стандартов

Уровни квалификации описывают полномочия и ответственность сотрудников на конкретных должностях, а также необходимые навыки и уровень образования для исполнения ими трудовых функций.

Помимо этого, в тексте документа также отражаются особые условия, которые могут быть выполнены субъектом для получения желаемой квалификации. В частности:

  • прохождение инструктажей по профилю профессии;
  • получение необходимого образовательного уровня по специальным программам;
  • получение дополнительного технического или высшего образования по профилю занимаемой должности;
  • наличие определенного количества лет опыта работы.

Так, квалификационные уровни делятся на 9 категорий:

  1. Первый уровень. Предполагается исполнение наиболее простых заданий с использованием физического труда и базовых фактических знаний. Возможность получения подобной квалификации проста – достаточно пройти инструктаж перед непосредственным исполнением заданий. Практика также показывает, что многие работодатели не выдвигают требования относительно наличия опыта по данному квалификационному уровню. При этом наличие опыта нередко не имеет решающего значения.
  2. Второй и третий уровни. Подразумевается исполнение типовых задач, теоретическую базу о которых можно получить исходя из начального образования по конкретному профессиональному профилю. Помимо этого, такому сотруднику также придется пройти переподготовку для ознакомления со спецификой производственной деятельности.
  3. Четвертый и пятый уровни. Квалификация такого рода подразумевает начальные навыки управления персоналом. Помимо этого, от работника требуется способность нести ответственность за результат трудовой деятельности всего подразделения. К требованиям указанной квалификации относится образование среднего профессионального уровня или общая профессиональная подготовка по стандартной государственной образовательной программе при наличии переподготовки.
  4. Шестой уровень. Такая квалификация подразумевает наличие высшего образования категории «бакалавр» или среднего профильного образования. Это позволяет сотруднику владеть навыками трудовой деятельности вне коллектива, а также умением управлять крупной рабочей группой подчиненных (филиалом или учреждением). Подобный сотрудник должен исполнять функции по улучшению конкретных технологических аспектов или по методологическим разработкам с целью усовершенствовать производственный процесс в целом.
  5. Седьмой уровень. Подобная категория квалификации подходит управляющему аппарату высшего разряда. Подразумеваются управленцы крупных компаний или отдельных филиалов масштабных учреждений. Так, подобный сотрудник должен владеть приемами стратегического планирования и высоким уровнем навыка управления большим количеством персонала. Помимо этого к таким субъектам также предъявляются высокие требования относительно образования. Подобные работники должны иметь образование уровня специалиста или магистратуры по конкретному профилю деятельности.
  6. Восьмой и девятый уровни. Они предполагают наличие необходимых знаний и навыков для работы на ведущих должностях мировых корпораций или государства, а также масштабной научно-исследовательской деятельности. Требования к образованию также высоки: субъекту необходимо иметь высшее образование категории магистра или специалиста, а также наличие научной степени (то есть, окончание аспирантуры, адъюнктуры или ординатуры).

Практическое применение квалификационных уровней

Квалификационные уровни профстандартов используются для формирования подобных документов для различных специальностей. Так, применение стандартов на предприятиях и в организациях существенно могут изменять принятую кадровую политику, а также изменять порядок труда конкретных подчиненных.

Также важно знать, что увольнение по причине «несоответствия требованиям профессионального стандарта» неправомерно. ТК РФ не предусматривает такого основания для лишения человека рабочего места. Однако одновременно с этим является запрещенным исполнение трудовых обязанностей тем работникам, чья квалификация не соответствует занимаемой должности.

Так, например, судебная практика показывает, что подобные случаи могут быть чреваты последствиями:

  • исходя из постановления ФАС № КА/А40/14829/07 от 06.02.2008г., исполнение сотрудником обязанностей, которые не входили в его квалификацию, повлекло за собой привлечение к административной ответственности по причине несоответствия таких работ лицензионным требованиям.
  • основываясь на постановлении ФАС № А55/8041/2011 от 26.01.2012г., в подобных обстоятельствах предприятию было отказано в компенсационных выплатах по факту ухода «несоответствующего» сотрудника в больничный отпуск;
  • принимая во внимание постановление ФАС № Ф09/5513/10 по делу № А50/14433/2009, обозначенная ситуация обернулась принудительным разрывом трудовых отношений между нанимателем и сотрудником путем признания их недействительными.

Описанная судебная практика числится за тот период времени, когда профессиональные стандарты только были введены. Однако подобные дела дают возможность спрогнозировать дальнейшую практику использования профстандартов в отношении квалификационных уровней.

Так, сведения об уровнях квалификации составляют важную информацию для нанимателя. В соответствии с этими данными, руководитель компании может нанимать на определенные должности только высококвалифицированных сотрудников. Помимо оптимизации деятельности это позволит избежать привлечения к ответственности и неправомерного трудового процесса.

Квалификационные уровни представляют собой часть профессионального стандарта. Они выражают уровень подготовки, которому должен соответствовать сотрудник для исполнения конкретных обязанностей и функций. При выявлении несоответствия подчиненного занимаемой им должности, руководителю необходимо направить субъекта на уровни повышения квалификации или перевести на менее трудную должность.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

urovni_kvalifikacii_v_professionalnyh_standartah.jpg

Похожие публикации

Общие уровни квалификации в профессиональных стандартах содержатся в отдельном документе – Приказе Минтруда России № 148н от 12.04.2013. Под квалификацией сотрудника подразумеваются его профессиональные знания, умения, приобретенные трудовые навыки и опыт работы. Чем выше уровень данных характеристик, тем более производителен труд работника. Квалификация показывает, насколько сложную работу он способен выполнять. По-другому ее можно определить, как уровень (степень) профессионального мастерства

Что означает уровень квалификации в профессиональном стандарте

При определении квалификации работника учитывается:

объем его профессиональных знаний;

стаж работы по определенной специальности (опыт работы);

уровень ответственности и полномочий.

В Приказе Минтруда № 148н квалификационная градация представлена в общем виде, то есть без учета особенностей отдельных профессий. Детально уровни квалификации прописываются в отраслевых и иных профстандартах, посвященных определенным видам деятельности – медицинской, образовательной, адвокатской и т.д. При их разработке квалификационные уровни, утвержденные Минтрудом, учитываются как минимальные требования к профессиональной «годности» работников. При необходимости или по желанию работодателя они могут быть повышены или уточнены.

Для детализации требований к мастерству сотрудника нередко вводится подуровень квалификации в профессиональном стандарте. Он конкретизирует трудовые функции, которые должен уметь выполнять работник. Например, квалификационные подуровни встречаются в Профессиональном стандарте педагогов профобучения (Приказ Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015):

Читайте также:  Увольнение директора по решению учредителя

подуровень 7.2 – преподавание учебных дисциплин будущим бакалаврам, магистрам, специалистам;

подуровень 7.3 – профессиональная поддержка студентов, участвующих в исследовательской или проектной деятельности;

подуровень 8.1. – разработка научно-методических материалов (учебных пособий) по соответствующим курсам.

Все они относятся к трудовым функциям 8-го уровня квалификации, которые определены как преподавание по программам бакалавриата / специалитета / магистратуры или дополнительного образования.

Основные уровни квалификации в профстандартах

Все уровни квалификации определенных профессий в рамках статьи рассмотреть невозможно. Поэтому в таблице они представлены в общем виде, исходя из содержания вышеупомянутого Приказа Минтруда № 148н:

Квалификационный уровень

Профессиональные показатели

1 уровень квалификации

Сотрудник несет индивидуальную ответственность, работает под руководством более квалифицированного персонала. Требования к образованию минимальны, иногда достаточно проведенного инструктажа. Выполняются стандартные операции.

2 уровень квалификации

Для выполнения работы необходимы специальные знания. Сотрудник также трудится под руководством и выполняет типовые операции, но способен выбрать способ действия – в пределах инструкции.

3 уровень квалификации

Выполняются стандартные задачи, но решения могут приниматься на основе наработанного опыта. Помимо него, требуются специальные знания (срок обучения – до 1-го года). Необходимо знание методик и технологий.

4 уровень квалификации

Работник должен иметь среднее профобразование по специальности. Он способен решать практические задачи и работать с информацией.

5 уровень квалификации

Уровень квалификации 5 в профессиональном стандарте присваивается специалистам среднего звена. Они могут принимать решения, самостоятельно искать нужную информацию, контролировать и оценивать деятельность подчиненных лиц. Ответственность за работу вверенного подразделения или группы работников.

6 уровень квалификации

Уровень квалификации 6 в профессиональном стандарте требует наличия высшего образования по программе бакалавриата. Сотрудник работает самостоятельно, ставит цели себе и подчиненным. Обеспечивает взаимодействие работников разных отделов. Отвечает за результаты деятельности – на уровне подразделения или компании.

7 уровень квалификации

Высшее образование – не ниже магистратуры / специалитета. Ответственность за результаты крупных отделов или предприятий, стратегическое планирование их деятельности. Разработка и внедрение новых методов работы. Участие в инновационной деятельности.

8 уровень квалификации

Умение решать исследовательские и проектные задачи, управлять производственными процессами и повышать их эффективность. Ответственность за деятельность большого предприятия или отрасли.

9 уровень квалификации

Образование – не ниже аспирантуры / ординатуры. Ответственность за результаты труда на общероссийском или международном уровне. Внесение значительного вклада в определенную сферу деятельности. Способность управлять крупными техносистемами. Генерация новых фундаментальных знаний.

Сотрудников, не имеющих достаточной квалификации по профессиональному стандарту, работодатель не вправе уволить по этому основанию. Он может сделать это, только проведя аттестацию, которая выявит их несоответствие занимаемой должности.

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

СТ 195.1 ТК РФ.

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Часть третья утратила силу с 1 июля 2016 г.

Комментарий к СТ 195.1 ТК РФ

1. В ст. 2 Закона об образовании в РФ квалификация определена как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

2. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. В указанном Постановлении предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9.

3. В указанных Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов предусмотрено, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом России Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта утверждены Приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н.

Макет профессионального стандарта утвержден Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н.

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.

4. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Минтрудом России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении.

5. Экспертный совет по профессиональным стандартам создается Минтрудом России в целях согласования проектов нормативных правовых актов и Методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов. Состав экспертного совета формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций. Обеспечение деятельности экспертного совета осуществляется также Минтрудом России.

Положение об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты РФ утверждено Приказом Минтруда России от 25.03.2013 N 118н.

6. Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661.

Комментарий к Ст. 195.1 Трудового кодекса РФ

1. Понятия “квалификация работника” и “профессиональный стандарт” закреплены в ТК РФ впервые.

Квалификация работника определяется как совокупность четырех составляющих: 1) знания, 2) умения, 3) профессиональные навыки, 4) опыт работы.

Требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности, определяет профессиональный стандарт, представляющий собой инструмент, который выполняет функции согласования спроса и предложения на рабочую силу через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.

2. В соответствии с п. п. 2, 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23, координацию разработки профессиональных стандартов и их утверждение осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил). В целях согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов предусмотрено создание Министерством труда и социальной защиты РФ экспертного совета по профессиональным стандартам, в состав которого могут входить представители объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций (п. п. 4, 5 Правил). Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 29 апреля 2013 г. N 170н, Макетом профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 147н, и Уровнями квалификации, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 148н, определяющими требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника, которые могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности (п. 6 Правил).

Указанные Правила в п. п. 9, 13, 14 предусматривают обязательное обсуждение проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, его общественное обсуждение, а также рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

3. Законодательные изменения, касающиеся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, представляют собой элемент процесса модернизации национальной системы квалификаций, основу которой в настоящее время составляют Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

На сегодняшний день ТК РФ предусматривает возможность применения профессиональных стандартов наряду с квалификационными справочниками при определении наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним в случаях, когда законодательство связывает с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам, а также при установлении тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (см. ст. ст. 143, 144 ТК РФ и комментарии к ним).

Профессиональные стандарты могут применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, а также при разработке должностных инструкций (подп. “а” п. 25 Правил).

Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N 487-р утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 – 2016 годы. Он, в частности, предусматривает совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку профессиональных стандартов и их применение, внедрение механизма независимой оценки профессионального уровня квалификации работников на основе профессиональных стандартов, разработку национального классификатора профессиональных стандартов и новой версии Общероссийского классификатора занятий, а также подготовку предложений о поэтапной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на профессиональные стандарты, утвержденные в установленном порядке.

Ссылка на основную публикацию