Увольнение гражданского служащего с государственной службы

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 33 настоящего Федерального закона

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34 настоящего Федерального закона);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 509-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 33 внесены изменения

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2012 г. N 31-П содержащееся в пункте 4 части 1 статьи 33 и подпункте “а” пункта 3 части 1 статьи 37 во взаимосвязи с частью 3 статьи 37 настоящего Федерального закона нормативное положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное нормативное положение по его смыслу в системе действующего правового регулирования допускает увольнение с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, которые не находятся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона);

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

ГАРАНТ:

Для федеральных гражданских служащих, уволенных в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 до дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ, сохраняется право на пенсию за выслугу лет при наличии иных условий, предусмотренных абзацами первым и третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ

Информация об изменениях:

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона);

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона);

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона);

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона);

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41 настоящего Федерального закона);

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

>
Расторжение служебного контракта по соглашению сторон
Содержание
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (с изменениями.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Особенности увольнения с государственной гражданской службы

Государственный служащий – это работник, осуществляющий политическую деятельность, в областях, определенных законодательством РФ. Свою деятельность этот служащий осуществляет в рамках контракта, который можно заключить, изменить и расторгнуть.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

О том, как происходит увольнение с государственной гражданской службы государственного служащего и будет рассказано ниже.

Нормативная база

Служба данной категории работников регламентируется ФЗ № 79 от 27.07.2004 года. Данным правовым актом определяются правовые, организационные, финансово-экономические основы государственной гражданской службы страны.

Порядок

Если рассматривать порядок увольнения по причине сокращения штата, то здесь вначале издается приказ о сокращении, затем выдается уведомление, после происходит само увольнение и выплачиваются положенные компенсации.

Здесь отсутствует уведомление органов центра занятости населения.

А если рассматривать другие виды прекращения трудовых отношений, то здесь должно быть основание для увольнения (заявление, медицинское заключение, акты), составляется приказ, отправляется в бухгалтерию.

Процедура увольнения с государственной гражданской службы

Конечно, процедура увольнения с гражданской службы имеет свои особенности, однако, прекращение трудовых отношений происходит по привычной схеме, которую знают все кадровики и люди, хоть раз увольнявшиеся с работы.

В случае если, время увольнения наступило в период испытательного срока (который в госслужбе может быть и год) уведомление об увольнении он получает за три дня.

В 33 статье Закона указаны основания для прекращения служебных отношений:

  • истечение срока действия заключенного контракта;
  • соглашение, достигнутое между сторонами служебных отношении;
  • смерть госслужащего (либо иные причины, не зависящие от воли сторон);
  • собственная инициатива;
  • инициатива руководства (при имеющихся основаниях – прогул, состояние здоровье, неоднократное нарушение трудовой дисциплины);
  • перевод;
  • отказ служащего переезжать вместе с самим госорганом;
  • утрата гражданства РФ;
  • несоблюдение ограничений, связанных с госслужбой (предпринимательская или любая коммерческая деятельность);
  • отказ служащего от другой должности, предложенной ему медицинским заключением.

Видео: Выплаты при увольнении

Основания для госслужащего по 79 ФЗ: собственное желание

Прекращение госслужбы по личному заявлению должно носить веское и аргументированное основание. В первую очередь контракт может быть расторгнут по инициативе самого служащего, если это обусловлено невозможностью продолжения исполнения своих должностных обязанностей.

Статья 36 Закона такими причинами называет:

  • зачисление в образовательную организацию;
  • выход на пенсию;
  • переход на работу по выборной должности;
  • состояние здоровья;
  • другие обстоятельства, мешающие службе.

Законом разрешено отозвать это заявление в течении двухнедельного срока, и контракт с ним расторгнут не будет.

Человеку может быть отказано в увольнении, если руководство сочтет это нужным по причине отсутствия другого служащего на данную должность.

В связи с утратой доверия

Закон одним из оснований прекращения служебного контракта называет: увольнение в связи с утратой доверия.

По мимо вышеназванного нормативного акта, прекратить трудовые отношения по причине утраты доверия, можно руководствуясь Трудовым кодексом, пп. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 81.

А именно — увольнение за виновные действия работника, обслуживающего денежные или товарные ценности, что приводит к утрате доверия со стороны работодателя.

Прекратить служебные отношения становится возможным при хищениях, растратах, получении взяток, однако это не должно соприкасаться с основной служебной функцией госслужащего.

В Федеральном законе № 79 указаны основания, по которым служащий теряет доверие своего руководителя:

  1. Служащий не принял мер по урегулированию конфликтов, стороной которых он являлся;
  2. Не представил сведения о доходах, имуществе, имущественных обязательств, а равно и предоставил недостоверные сведения;
  3. Государственных гражданский служащий работал в коммерческих организациях (получав за это денежное вознаграждение);
  4. Служащий осуществляет предпринимательскую деятельность;
  5. Служащий входит в состав некоммерческих неправительственных организаций, и действующих в России (при условии, когда это разрешено нормами международного права и таковых договоров).
  6. Госслужащий или члены его семьи открывают, хранят счета за пределами РФ, а также пользуются иностранными финансовыми инструментами.

По вышеуказанным основаниям госслужащий увольняется со службы, предварительно работодателем издается соответствующий приказ о дисциплинарном взыскании и при достаточном суммарном факте вины со служащим расторгается контракт, с соответствующей записью в трудовую книжку.

Так же можно решить вопрос «миром» руководитель и служащий договариваются о прекращении служебных отношений по обоюдному согласию, т.е. прекращение контракта по собственной инициативе работника.

Это все сугубо индивидуально, все будет зависеть от степени утраты доверия и личного отношения руководителя к работнику.

Как узнать через интернет, подала ли жена на развод? Перейти по ссылке.

По сокращению штатов

Прекратить служебные отношения с госслужащим можно так же и по основанию: сокращение штата.

Штат госслужащих уменьшается количеством должностей и реорганизацией государственного органа.

При таком стечении обстоятельств отношения со служащим продолжаются, если ему предоставляется должность в упраздняемом государственном органе, либо в органе, которому переданы функции этого госоргана, с письменного согласия сокращаемого работника.

Если работников больше, чем вакантных мест, то нанимателем государства проводится внеплановая аттестация, и место службы отдается работнику чей опыт, стаж, профессиональный опыт выше, чем у других.

По требованиям трудового закона служащему выдается письменное уведомление о предстоящем сокращении выдается за два месяца до этого факта. В случае болезни или отпуска служащего, датой увольнения будет служить следующий день после выхода.

Уведомление о сокращении и образец

За два месяца до предполагаемого расторжения контракта с госслужащим, последнему вручается уведомление об этом действии. Стоит сказать о том, что сократить служащего можно и с предоставлением иной должности, и просто сократить, т.е. уволить.

Уведомление составляется на бланке органа исполнительной (государственной) власти и выглядит таким образом:

Наименование органа, плюс герб

УВЕДОМЛЕНИЕ

о сокращении должности государственной гражданской службы

Фамилия и инициалы

Уважаемый (ая)___________________________________!

Представитель нанимателя в лице руководителя ФИО, действующего на основании ________, уведомляет Вас о том, что в соответствии с приказом (наименование органа гос. власти, дата принятия и номер) должность (наименование должности) будет сокращена (точная дата).

В соответствии со статьей (№ Закона региона) Вам предлагается для замещения следующая вакантная должность государственной гражданской службы (ее наименование) с учетом уровня

Вашей квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности:

должностьразмер должностного оклада, рубли
Наименование должности в которой служащий трудилсяЕго оклад

С должностным регламентом по предложенной для замещения должности, а также со Служебным распорядком, устанавливающим соответствующий режим рабочего времени и отдыха Вы можете ознакомиться в управлении государственной службы и кадров (наименование учреждения, куда госслужащий переводится).

В случае Вашего согласия либо несогласия на замещение предложенной должности, просим Вас сделать соответствующее письменное заявление в срок до (указать дату, предшествующую дате увольнения).

Отсутствие соответствующего заявления в указанные сроки будет рассмотрено как отказ от предложенной для замещения должности.

В случае Вашего отказа от предложенной для замещения вакантной должности, по истечении двухмесячного срока со дня ознакомления с настоящим уведомлением, Вы будете освобождены от замещаемой должности и уволены с государственной гражданской службы.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Вам будут предоставлены все гарантии и компенсации как работнику, увольняемому в связи с сокращением должностей гражданской службы.

С уведомлением ознакомлен: Работник ознакамливается, ставит подпись и дату.

Бланк сокращения без предоставления вакантной должности выглядит подобным образом, с разницей в том, что 2 и 6 пункт убираются, остается дата увольнения и гарантии и компенсации служащему.

Выплаты, компенсации, размер

Выплаты при сокращении государственного гражданского служащего рассчитываются из:

  • месячного оклада;
  • доплаты за классный чин;
  • надбавки за выслугу лет;
  • особых условий гражданской службы;
  • работы со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячного денежного поощрения;
  • премий;
  • неиспользованных дней отпуска.

Выплаты рассчитываются из расчета денежного довольствия за 12 предыдущих месяцев, и платится эта выплата на протяжении четырех месяцев.

Если сокращенный работник в течение месячного срока обратится в органы занятости населения, и до истечения четырёхмесячного срока не будет трудоустроен, то он получает право на содержание в пятый и шестой месяц безработицы.

Читайте также:  Заявление на отгул в счет отпуска на 1 день

Справка о доходах

Как известно, служащий должен подавать сведения о доходах ежегодно. Если служащий был уволен со службы в начале 2020 года (в связи с сокращением), он обязан подать декларацию за 2020 год. За 2020 год декларация не подается.

Законом РФ «О гос. гражданской службе» указаны не только основания заключения контракта с государственным гражданским служащим, а также прописаны основания прекращения трудовых отношений.

Да, есть основания прекращения служебной деятельности, указанные трудовым законодательством, но по мимо них, имеются и другие основания, называющиеся дополнительными (утрата доверия, достижение предельного возраста – 65 лет, прекращение гражданства РФ, разглашение государственной тайны, дисквалификация – применяется только по решению уполномоченного суда)

Как разделить имущество после развода без суда? Смотрите тут.

Какой перечень документов для развода через мировой суд в одностороннем порядке? Нажимайте перейти.

Практически весь процесс и основания расторжения контракта с этой категорией работников регламентирует ФЗ № 79.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Увольнение гражданского служащего

Для государственных служащих предусмотрен четкий порядок увольнения, однако снятие с должности представителя указанной группы трудоустроенного населения сопровождается рядом нюансов. Подобные особенности регламентируются соответствующим федеральным законодательством. Исходя из данных нормативов определяется порядок увольнения, особенности предоставления компенсационных выплат, а также иные нюансы, связанные с расторжением трудовых отношений.

Нормативная база увольнения гражданского служащего

Основным нормативом, регламентирующим все особенности увольнения государственных служащих, является ФЗ № 79 от 27.07.2004г. В частности, основными статьями в части увольнения гражданских работников являются следующие:

  • Ст. 33 описывает общие положения по разрыву трудовых отношений с гражданским подчиненным;
  • Ст. 34 постановляет, что действие договора между государственным нанимателем и сотрудником может быть аннулировано в любой промежуток времени по соглашению сторон;
  • Ст. 35 фиксирует, как осуществляется прекращение действия срочного соглашения;
  • Ст. 36 описывает особенности увольнения, когда сотрудник желает уволиться по собственному желанию и направляет управленцу заявление;
  • Ст. 37 регламентирует порядок снятия с гражданской должности, когда инициатором процесса становится руководитель структуры;
  • Ст. 39 определяет различия между терминами «увольнение» и «освобождение от государственных должностных обязанностей», а также регламентирует процесс увольнения по объективным причинам, на которые ни одна из сторон соглашения не имеет влияния.

Помимо указанных нормативов, к госслужащим также применим ряд положений ст. 81 ТК РФ. Однако большинство государственных структур опирается при увольнении подчиненных именно на федеральные законы касательно конкретных органов власти.

Также на основании Постановления Правительства РФ №700 от 08.09.2010г. была сформулирована дополнительная информация для госслужащих, планирующих уйти с работы по собственному желанию. Основной целью данного постановления является оказание помощи при разрыве трудового соглашения, разъяснение нюансов в данном процессе, а также в процедуре предоставления сотрудникам окончательного расчета.

Основания для увольнения государственного гражданского служащего

К основаниям для снятия государственного работника с должности относят:

  1. Собственное желание субъекта. Подразумевается, что сотрудник вправе направить руководителю организации заявление за две недели до планируемого снятия с должности. При этом, как и для иных работников, действует правило, в соответствии с которым лицо вправе отозвать поданное заявление на протяжении двух недель, если на его должность письменно не было приглашено другое лицо.
  2. На основании врачебных показаний. Стремительное ухудшение состояния здоровья является веской причиной, чтобы оформить увольнение с любой должности. В частности, государственный служащий также вправе уйти с работы, если его прямые должностные обязанности пагубно влияют на состояние здоровья вплоть до угрозы летального исхода. Однако в таких обстоятельствах управленец структуры должен предложить подчиненному менее опасную для него работу. Если подобной вакансии в компании нет либо сам госслужащий отказывается от перевода, увольнение будет происходить на основании ст. 33 и ст. 37 ФЗ № 79, а также ст. 73 ТК РФ. В свою очередь, сотрудник, полностью утративший трудоспособность, может быть уволен по ст. 39 ФЗ № 79.
  3. Перевод субъекта в другую компанию. Подобная процедура может быть осуществлена ввиду сокращения количества персонала, ухудшения здоровья лица, а также изменения должности или объема рабочих обязанностей сотрудника. Помимо указанного, основанием может служить заявление работника или волеизъявление нанимателя.
  4. Достижение сотрудником пенсионного возраста. Если в связи с указанным событием лицо уходит с работы, в трудовой книжке прописывается соответствующий факт. При этом субъект вправе претендовать на ряд пенсионных преференций ввиду стажа на государственной должности.
  5. Смерть сотрудника. Отметка о снятии с должности ввиду гибели лица может быть зафиксирована в трудовой книжке, после чего субъект будет ликвидирован из реестра государственных работников. Помимо смерти, основаниями для подобного процесса служат факт признания человека без вести пропавшим, а также судебное постановление о его смерти после длительных безрезультатных поисков пропавшего субъекта.
  6. По соглашению сторон. Исходя из ст. 34 ФЗ № 79, трудоустроенный гражданин в государственной структуре может в любой момент покинуть занимаемое им рабочее место по соглашению сторон.
  7. Неисполнение или несоответствующее исполнение лицом своих должностных обязанностей. Предполагается, что основанием для увольнения служит неоднократное нарушение сотрудником порядка исполнения своих прямых функций или трудовой дисциплины. Например, к подобным проступкам относится прогул, прибытие на работу в состоянииопьяненияхимическими веществами, распространениегосударственной тайны,хищение, а также нарушение норм охраны труда (вследствие чего был зафиксированнесчастный случай).
  1. Потеря доверия административного аппарата. В условиях, когда субъект совершил какое-либо действие, повлекшее за собой сомнения в его добросовестности, он может быть уволен (например, несоблюдение установленных корпоративных границ, содействие коррупции, разжигание конфликтов, наличие у госслужащего предпринимательской деятельности и т.д.).
  2. При сокращении численности персонала организации. О том факте, что конкретный субъект планируется быть уволенным, сотрудника необходимо предупредить заранее минимум за два месяца по предполагаемой даты последнего рабочего дня в письменной форме. Предполагается, что за указанный двухмесячный период лицо может пройти внеочередную аттестацию гражданских работников и продолжить осуществлять подобную текущей работу на другой должности или в другой компании.
  3. Ликвидация самой организации. Предполагается, что если компания устраняется, то гражданскому служащему должна быть предложена иная вакансия, соответствующая его умениям, опыту и образованию (при этом в некоторых случаях лицо может быть специально направлено на курсы последипломного образования). Если же субъект отказывается от предлагаемой ему должности и от курсов повышения квалификации, то он будет уволен.
  4. Достижение определенного возраста, не связанного с пенсионным. Некоторые гражданские должности имеют ограничения по возрасту, обозначенные в ФЗ № 79. Предельный возраст госслужащего составляет 65 лет. Предполагается, что достижение указанного возраста является основанием для увольнения старших и младших должностей, в свою очередь, высшее руководство может продолжать свою деятельность и после достижения указанной отметки.
  5. Непрохождение лицом испытательного срока. В частности, его период установлен в ст. 27 ФЗ № 79, и составляет 3 месяца. При этом если субъект переводится в новую госструктуру, его испытательный срок может достигать полгода. Увольнение по этой причине должно четко аргументироваться субъекту.
  6. Завершение действия соглашения с работником. В таких обстоятельствах увольнение происходит на основании ст. 35 ФЗ № 79. О том факте, что актуальность договора истекает, сотрудник должен быть предупрежден заблаговременно в письменной форме. Оповещение должно быть направлено не позднее, чем за одну неделю до фактического увольнения.
  7. Прочие основания. Также подразумевается, что госслужащий может быть уволен на основаниях, не перечисленных выше. Например, если лицо лишается гражданства РФ и принимает гражданство другой страны (ст. 41 ФЗ № 79).

Порядок оформления увольнения субъекта с государственной гражданской службы

С целью увольнения из государственной организации по собственному желанию работник должен лично посетить кадровое подразделение компании. Туда лицо должно направить соответствующее заявление с прошением освободить его от занимаемой должности. Затем управленец должен опубликовать распоряжение. После этого гражданин оформляет обходной лист, а затем ему на руки выдаются все положенные кадровые документы.

К документам, сопутствующим увольнению госслужащего, относятся:

  • соответствующее заявление лица с прошением о снятии с должности;
  • распоряжение руководителя организации об увольнении подчиненного;
  • обходной лист;
  • памятка об исполнении требований к госслужащему. Выдается по факту увольнения. Предполагается, что в данной памятке содержится напоминание о необходимости сохранении государственной тайны;
  • трудовая книжка.

Заявление представляет собой стандартный формат документа и на практике выглядит следующим образом:

Руководителю органа исполнительной власти

Малиновскому Григорию Петровичу

От работника финансового отдела

Вавиловой Натальи Ивановны

Прошу уволить меня с должности финансового аналитика и расторгнуть со мной трудовое соглашение по личному волеизъявлению с 01.12.2018.

15.11.2018 Вавилова Н.И. /Вавилова Н.И./

Приказ управленца также составляется на основании стандартного бланка Т8, который предназначен для увольнения сотрудников.

Помимо указанного, управленец также должен внести соответствующую отметку в трудовую книжку подчиненного. В данной записи должна содержаться ссылка на соответствующую статью закона, а также отражение причины снятия с должности. Затем вся указанная информация дублируется в личную карточку гражданина.

В последний рабочий день лицо получает все назначенные ему выплаты, а также документы.

В условиях, когда увольнение происходит по факту сокращения численности персонала, работники должны быть уведомлены, как минимум, за 2 месяца до даты события.

Все последующие процессы происходят в стандартном порядке.

Также отдельное внимание следует уделить увольнению по инициативе нанимателя. Так, подобное снятие с должности основывается на ст. 37 ФЗ № 79, и будет зависеть от индивидуальных обстоятельств. В частности, если субъект совершил противоправное действие на работе, то его увольнение неправомерно без проведения соответствующей служебной проверки. Если по факту данной процедуры наниматель придет к выводу, что поведение лица не обуславливалось уважительной причиной, то гражданин будет уволен.

Выплаты, положенные лицам, увольняемым с гражданской службы

Гражданский служащий не может быть уволен без последующего предоставления ему всех сопутствующих данному процессу выплат. Так, если субъект снимается с должности по факту устранения или реорганизации компании, а также ввиду сокращения численности персонала, он вправе претендовать на получение компенсационных средств.

В обстоятельствах, когда управленец высылает извещение сотруднику о его увольнении в установленный срок (то есть, за два месяца до планируемого события), но стороны приходят к выводу, что снятие с должности должно произойти до наступления указанного срока, подчиненному также обеспечивается дополнительное возмещение в объеме его среднего дохода за месяц.

Таким образом, на руки увольняемый субъект может получить такие суммы: зарплата, возмещение за неиспользованный отпуск, матпомощь (если это предусмотрено для конкретного лица).

Читайте также:  Уведомление о проведении аттестации сотрудников: образец

Типичные ошибки при увольнении с государственной гражданской службы

Одной из наиболее распространенных ошибок при увольнении госслужащего является игнорирование необходимости проставления его подписи на уведомлении об увольнении, если снятие с должности лица происходит ввиду сокращения численности работников. Данная подпись обязательно должна стоять на извещении, в противном случае работник может подать на управленца в суд на основании незаконного увольнения. При этом в данной ситуации важно отметить, что одним из аргументов работника может стать отсутствие предложений о вакантных местах.

Также распространенной ошибкой является увольнение за однократный прогул. В обстоятельствах, когда сотрудник объясняет уважительную причину подобного поведения, его увольнение неуместно. Законодательство предусматривает снятие с должности за подобное нарушение, однако практика демонстрирует, что, если субъект пропустил рабочий день по уважительным причинам, он вправе подать на управленца в суд с целью восстановиться в должности. Судебные процессы демонстрируют, что при наличии уважительной причины суд зачастую становится на сторону истца.

Нюансы увольнения с гражданской службы

К основным нюансам увольнения с государственной службы относятся:

  1. Работник не может быть уволен, пока находится на больничном или в отпуске по БиР.
  2. В обстоятельствах, когда были выявлены условия, не позволяющие конкретному субъекту проходить гражданскую службу, он может быть уволен на протяжении испытательного срока.
  3. Если сотрудник уходит с работы ввиду врачебного заключения, данный документ, тем не менее, необходимо предоставлять в кадровое подразделение вместе с заявлением, в котором также следует сделать ссылку на медицинскую справку.
  4. Если госслужащий пропустил работу по уважительной причине, ему рекомендуется запастись документальным подтверждением факта отсутствия на рабочем месте.

Таким образом, увольнение гражданского служащего обусловлено рядом нюансов, которые необходимо учитывать при проведении рассмотренной процедуры. Нанимателям и подчиненным также необходимо исполнять все требования законодательства с целью осуществления правомерной трудовой деятельности.

Увольнение госслужащего в 2020 году: пошаговая инструкция

Как и любых работников, государственных служащих могут уволить при наличии соответствующих оснований. В данном случае необходимо руководствоваться не только нормами ТК РФ, но и специальным нормативно-правовым актом – ФЗ «О госслужбе».

Увольнение с госслужбы: основания

Под государственной службой следует понимать профессиональную деятельность в аппарате госуправления и соответствующих подразделениях. Кто относится к госслужащим:

  • Чиновники.
  • Секретари, специалисты и другие работники, трудоустроенные в государственных организациях.
  • Некоторые сотрудники МВД и МЧС.
ВидОписание
Федеральная госслужбаПрофессиональная деятельность по обеспечению полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих госдолжности РФ
Государственная гражданская службаВключает в себя ГГС, ФГГС и госслужбу субъектов РФ.

При трудоустройстве госслужащего с ним заключается не трудовой договор, а служебный контракт, который расторгается по основаниям, указанным в ст. 33 ФЗ «О госслужбе РФ»:

  • Соглашение сторон.
  • Прекращение срока действия.
  • По желанию работника.
  • По инициативе нанимателя.
  • В связи с переводом на другую должность.
  • Значительная корректировка условий контракта, влекущая отказ госслужащего от занимаемой должности.
  • Перевод госоргана в другую местность с последующим отказом сотрудника от переезда.
  • Прекращение российского гражданства у служащего.
  • Несоблюдение условий контракта.

Также причиной для разрыва контракта может стать нарушение запретов, указанных в ст. 17 данного закона:

  • Избрание на выборную должность в органах МСУ.
  • Занятие коммерческой деятельностью.
  • Несоответствие занимаемой должности.
  • Однократное грубое нарушение.
  • Приобретение запрещенных ценных бумаг для получения дохода.
  • Получение вознаграждений от юридических и физических лиц за действия, связанные с выполнением служебных обязанностей.
  • Некорректное поведение перед СМИ, грубые высказывания.
  • Участие в составе иностранных коммерческих и некоммерческих организаций.

Здесь основания сопоставимы с нормами ст. 81 ТК РФ, но в отношении госслужащих действуют федеральные законы.

Законодательство

Особенности расторжения контрактов с госслужащими регулируются ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Только на основаниях, указанных в нем, служащие могут быть уволены из госорганов.

СтатьяПояснение
ст. 33Общие основания расторжения контракта
ст. 34Контракт может быть прекращен в любой момент по соглашению сторон
ст. 35Как производится расторжение срочного контракта
ст. 36Нюансы увольнение служащего по собственной инициативе
ст. 37Когда инициатором увольнения госслужащего может стать наниматель
ст. 39О прекращении контракта по независящим от сторон обстоятельствам

Как уволиться госслужащему по своему желанию?

Если служащий решил уволиться по своей инициативе, он должен предоставить заявление за 2 недели до предполагаемой даты расторжения контракта. Как выглядит процедура:

  1. Отдел кадров получает заявление в свободной форме, наниматель или его представитель решает вопрос о необходимости двухнедельной отработки.
  2. Наниматель оформляет приказ по форме Т-8 с указанием причин и знакомит работника с ним под роспись.
  3. В последний день трудовой деятельности производятся все выплаты, заполняется трудовая книжка.(О том, как правильно написать заявление об увольнении смотрите здесь⇒ Образец заявления на увольнение фгс).

Увольнение госслужащего по сокращению штата

Согласно ст. 38 закона, при прекращении контракта по сокращению за два месяца до предстоящего события представитель нанимателя обязан проинформировать об этом профсоюзный орган и служащих, чьи должности планируется сократить. Как все делается:

  1. Представитель нанимателя знакомит каждого сотрудника с уведомлением о сокращении под роспись за 2 месяца до расторжения контракта. В документе указываются должности, на которые можно перейти.
  2. Берутся письменные отказы от тех, кто не захотел перейти на свободные вакансии и решил уволиться.
  3. На каждого сотрудника оставляются приказы о прекращении контрактов в связи с сокращением.
  4. Работников знакомят с приказами под роспись.

В течение двух месяцев после увольнения госслужащим выплачивается компенсация в размере среднемесячного заработка.

Увольнение госслужащего по ходатайству представителя нанимателя

Если инициатором расторжения контракта является не служащий, а представитель нанимателя, необходимо руководствоваться основаниями, указанными в ст. 37 ФЗ №79-ФЗ. Здесь все зависит от конкретной ситуации:

  • Когда служащим было допущено однократное грубое нарушение (пребывание на работе в состоянии опьянения, аморальный поступок и т.д.), данный факт должен быть зафиксирован соответствующим актом. Также сюда входят прогулы без уважительных причин.
  • Если работник появился в нетрезвом виде, требуется заключение медкомиссии.
  • Нельзя расторгнуть контракт без предварительной служебной проверки с целью сбора доказательств вины сотрудника.
  • По окончании проверки составляется приказ о прекращении контракта, он отдается на подпись служащему.

«Законодательно понятие «уважительная причина» нигде не установлено, поэтому при прогуле здесь подразумевается отсутствие на рабочем месте в связи с болезнью близкого человека, коммунальными проблемами и т.д., когда уволить за отсутствие на рабочем месте не получится» – говорит Кирилин А.В., почетный профессор РАЕН и кандидат исторических наук.

Если увольнение производится по причине несоответствия занимаемой должности или недостаточной квалификации, потребуется заключение аттестационной комиссии, подтверждающее данный факт.

Читайте также статью ⇒

Увольнение с госслужбы при достижении предельного возраста

11.05.2016 года Госдумой был принят ФЗ №146-ФЗ, в соответствии с которым пенсионный возраст госслужащих должен повышаться по такой схеме:

+60 месяцев

ГодВозраст для назначения пенсии по старости
ЖенщиныМужчины
2017+ 6 месяцев
2018+ 1 год
2020+18 месяцев
2020+24 месяца
2021+ 30 месяцев
2022+36 месяцев
2023

2024

+42 месяца
2025+ 54 месяца
2026+60 месяцев
2027+66 месяцев
2028+72 месяца
2029+78 месяцев
2030+ 84 месяца
2031+90 месяцев
2032 и последующие+96 месяцев

Если увольнение производится в связи с достижением служащим пенсионного возраста, готовится соответствующий приказ с указанием данной причины. Сотруднику перечисляются все выплаты и компенсации в размере нескольких должностных окладов.

Выплаты при увольнении с госслужбы

Если контракт разрывается по инициативе служащего, ему полагается выплата заработной платы за отработанное время, компенсация за неиспользованный ранее отпуск, а также дополнительные выплаты, установленные условиями соглашения ( Читайте также статью⇒ Алименты при увольнении сотрудника).

При увольнении по сокращению выплачивается компенсация в размере четырехкратного ежемесячного содержания. Выходное пособие не перечисляется.

Нарушение работников условий контракта влечет за собой его расторжение без перечисления компенсационных выплат. Работнику переводятся только деньги за отработанный месяц и компенсация за неотгулянный отпуск.

Какие еще дополнительные компенсации существуют:

  • При отказе от должности в случае перевода по причине плохого состояния здоровья или отсутствии на работе в связи с болезнью более 4 месяцев – выплачивается четырехкратный среднемесячный заработок.
  • При увольнении в связи с отказом от перевода в другую местность, возврате временно отсутствующего работника, призыве на воинскую службу – двухнедельный заработок.

Можно ли восстановиться на госслужбе?

Если служащий увольняется по собственному желанию, у него есть 2 недели, чтобы забрать заявление. Когда расторжение контракта уже произошло по истечении двухнедельного срока, вернуться на службу невозможно. В этом случае следует обратиться к представителю нанимателя и узнать, свободна ли интересующая должность. При положительном ответе можно снова трудоустроиться.

Если же прекращение контракта произошло по инициативе нанимателя и служащий считает это незаконным, ему необходимо обратиться в суд и исковым заявлением, где будет указаны законные основания, по которым увольнение должно быть признано неправомерным, а также все обстоятельства дела.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка №1. При увольнении сотрудника по сокращению штата необязательно брать с него роспись, достаточно устного уведомления.

Нет, обязательно должно быть составлено письменное уведомление на каждого работника, в противном случае действия работодателя будут признаны незаконными. Пример:

Артемьева О.И. замещала должность начальника методического отдела Департамента спорта. Приказом нанимателя она была уволена по п. 6 ст. 33 ФЗ «О госслужбе», уведомления о сокращении численности штата она не получала. Впоследствии она обжаловала действия руководителя в суде, и суд принял решение о восстановлении работницы по двум основаниям:

  • Ей не предлагались вакантные должности.
  • Она не была оповещена в письменном виде о сокращении

Ошибка №2. Сотрудника можно уволить за однократный прогул.

Если служащий допустил прогул только один раз и объяснил причину, теоретически его можно уволить, но на практике в большинстве случаев при обращении в суд нарушителям удается восстановиться на работе. Разумнее применить другое дисциплинарное взыскание – замечание или выговор.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Кому отдавать медицинское заключение, если госслужащий собирается увольняться по состоянию здоровья?

Все документы предоставляются только в отдел кадров.

Вопрос №2. Можно ли как-то подтвердить прогул по уважительной причине, чтобы избежать увольнения?

Да, можно. Все зависит от ситуации: при попадании в ДТП при следовании к месту работы понадобится справка из ГИБДД. Если заболел родственник и потребовалась экстренная госпитализация, желательно предоставить справку из медучреждения.

Заключение

Увольнение государственных служащих регламентируется специальными законодательными актами, основанными на нормах ТК РФ, но с некоторыми нюансами. Чтобы выполнить процедуру расторжения контракта правильно, нужно знать все особенности и требования ФЗ «О госслужбе в РФ».

Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

1. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:

1) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:

а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

1.1) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами;

2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;

5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории “руководители”, необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории “руководители”, своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;

7) предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;

8) прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

8.1) отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности);

8.2) сокращения должностей гражданской службы в государственном органе;

8.3) упразднения государственного органа;

9) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.

3. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

3.1. В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 – 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

3.2. Гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.

4. Гражданский служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Судебная практика и законодательство — 79-ФЗ О государственной гражданской службе. Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

Суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку расторжение срочного служебного контракта по истечении срока его действия не отнесено к числу оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, указанных в части 1 статьи 37 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, то положения части 3 названной статьи, в силу которой гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его пребывания в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (с учетом сроков, указанных в данной норме), не подлежат применению.

части 3 статьи 37 в редакции Федерального закона от 27 июня 2011 года N 155-ФЗ “О внесении изменений в статью 37 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, содержавшей правило о том, что государственный гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его пребывания в отпуске, в том числе отпуске по беременности и родам, и в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.

Памятка госслужащему, планирующему увольнение со службы

Обязанности лица, уволенного с федеральной государственной гражданской службы по исполнению требований некоторых нормативных правовых актов

В соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) федеральный государственный гражданский служащий Российской Федерации (далее – гражданский служащий) обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами.

I. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы

Статьей 17 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

1) в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Гражданин, замещавший должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы

Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора:

гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

У бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность обращаться за согласием комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

(часть 1 статьи 12) не возникает в следующих случаях:

поступления его на службу (работу) в государственный (муниципальный) орган по служебному контракту (трудовому договору), договору о выполнении работ, оказании услуг;

заключения гражданско-правового договора о выполнении работ, оказании услуг стоимостью менее 100 тыс. руб. в месяц

II. Должности гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации

Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – Перечень) утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557.

В Перечень вошли следующие должности федеральной государственной гражданской службы:

отнесенные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», к высшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы;

другие должности федеральной государственной гражданской службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, – должности федеральной государственной гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

управление государственным имуществом;

осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

хранение и распределение материально-технических ресурсов.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574, Приказом ФМС России от 31 августа 2009 г. № 205 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы в Федеральной миграционной службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Читайте также:  Заявление на возврат НДФЛ – скачать образец
Ссылка на основную публикацию