Закон о профстандартах – применение и особенности

Профстандарты. Новые правила применения с 1 июля 2016 года

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО “КонсультантПлюс”.

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 04.07.2016.

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно >>>

Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф >>>

Независимая оценка определит, соответствует ли квалификация работника профстандарту >>>

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется >>>

Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло >>>

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно

С 1 июля работодатели обязаны применять профстандарты в части тех требований к квалификации работников, которые установлены в ТК РФ, иных нормативных правовых актах.

Особенности использования профстандартов предусмотрены, например, для ГУП и МУП, госкорпораций, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит государству.

Принимая на работу по отдельным должностям (профессиям, специальностям), работодатели, как и раньше, обязаны применять профстандарты. Это необходимо, когда выполнение работы предполагает компенсации, льготы либо ограничения, установленные ТК РФ или иным федеральным законом. В такой ситуации наименование должности и требования к квалификации определяются в соответствии с профстандартом или квалификационным справочником (ЕКС, ЕТКС). Если должность есть и в справочнике, и в профстандарте, работодатель вправе выбрать, какой акт использовать.

В случае когда применять профстандарты необязательно, можно использовать их в качестве ориентира. Они помогают понять, какие знания, умения, профессиональные навыки и опыт необходимы для выполнения определенного вида работы.

Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф

Работодателя ждет административная ответственность за нарушение трудового законодательства. Штраф, в частности, для юрлиц по общему правилу составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Специальная ответственность грозит, если трудовой договор оформлен ненадлежащим образом. Работодателя могут привлечь к ней, например, когда должность, предполагающая льготы, указана в трудовом договоре без учета профстандарта либо квалификационного справочника. В частности, юрлица заплатят за такое нарушение от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Независимая оценка определит, соответствует ли квалификация работника профстандарту

Планируется создать особую процедуру независимой оценки.

Независимую оценку квалификации будут проводить специальные центры. Работодатель с письменного согласия сотрудника сможет направить его на такую оценку. Пока сотрудник проходит ее с отрывом от работы, нужно будет сохранять за ним, в частности, должность и среднюю зарплату.

Чтобы получить свидетельство о квалификации, работник должен успешно сдать профессиональный экзамен. Если результат окажется неудовлетворительным, вместо свидетельства будет выдаваться заключение о прохождении экзамена с рекомендацией соискателю. С изменениями можно ознакомиться на сайте Госдумы (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1029618-6, http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1029893-6).

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется

Применять обязательные профстандарты нужно, в частности, при приеме на работу новых сотрудников. Как Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 (вместе с “Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов”)” >указал Минтруд, вступление в силу профстандартов не основание уволить тех, кто уже работает.

При необходимости компания может направить сотрудников, например, на профессиональное обучение, чтобы привести их квалификацию в соответствие с профстандартами.

Если работодатель все же решит уволить сотрудников с недостаточной квалификацией, ему придется провести аттестацию.

Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло

Профстандарт для бухгалтера принят еще в 2014 году. Как отмечалось выше, с 1 июля профстандарты обязательны в той части требований к квалификации, которые предусмотрены, например, законами.

Согласно Закону о бухучете главный бухгалтер и иное лицо, которое ведет бухучет, должны иметь (за отдельными исключениями) высшее образование и определенный стаж. Эти требования применимы, в частности, к главным бухгалтерам публичных акционерных обществ, кроме кредитных организаций.

В профстандарте перечислены требования не только к уровню образования и опыту, но и к умениям и знаниям главного бухгалтера. Однако в Законе о бухучете требований к умениям и знаниям таких работников нет. Соответственно, профстандарт в части правил об определенных умениях и знаниях главных бухгалтеров применять необязательно.

Для бухгалтеров (в том числе и главных), на которых не распространяются требования этого Закона к образованию и стажу и положения других законов, профстандарт остается рекомендательным и после 1 июля.

Закон о профессиональных стандартах

В российском законодательстве предусмотрены квалификационные требования к сотрудникам разных организаций и ведомств. Закон о профессиональных стандартах в 2020 году определяет, как должны выполняться служебные обязанности.

Федеральный закон о профессиональных стандартах: официальный текст и изменения

Служебные обязанности и профессиональную этику регламентирует Трудовой Кодекс РФ. В документе содержится следующая информация:

  • порядок действия профстандартов;
  • условия для применения норм;
  • квалификационные требования к служащим;
  • прочие сведения, относящиеся к рабочим моментам.

Непосредственно профессиональные стандарты регламентирует ФЗ 122, который предусматривает внесение изменений в некоторые законодательные акты, в том числе в Трудовой Кодекс. Правовой документ был одобрен федеральными парламентариями в 2015 г., а вступил в силу с 2016 г.

Официальный текст законопроекта состоит из 5 статей:

  • в первом разделе определены поправки, которые были внесены в ТК РФ;
  • во 2 статье приведены одобренные в законе «Об образовании в РФ» изменения;
  • 3 статья регламентировала правки в документ «О техническом регулировании», но утратила силу;
  • 4 раздел касается полномочий федеральных органов по установлению действующих стандартов;
  • в 5 статье указана дата вступления закона в силу.

Изменения в законодательных актах

После принятия и вступления в силу нового законопроекта начали действовать предусмотренные в нем изменения. Предлагаем ознакомиться с основными правками, внесенными в Трудовой Кодекс и в закон об образовании.

Поправки в Трудовой Кодекс

Согласно действующему законодательству, с 2016 года предусмотрена новая редакция ТК РФ. Изменения коснулись нескольких статей и подразделов документа.

Статья № 195.1

В разделе собрана информация о квалификации служащих и о действующих профессиональных стандартах. Закон определяет квалификацию как совокупность знаний, опыта и умений работника. Профстандарты представляют собой оценку знаний. Подтверждение квалификации необходимо, чтобы сотрудник надлежащим образом исполнял свои обязанности.

Статья № 195.2

Следующая статья определяет процедуру установления профессиональных норм. Полномочия возложены на федеральное правительство, однако утверждение должно осуществляться трехсторонней комиссией по социально-трудовым отношениям.

Статья № 195.3

В действующей редакции указан порядок применения квалификационных норм. Эти полномочия также возложены на правительство и трехстороннюю комиссию. Согласно законодательному акту, определяются требования к следующим организациям:

  • российским негосударственным фондам;
  • государственным учреждениям и корпорациям;
  • муниципальным ведомствам.

Поправки в закон «Об образовании в РФ»

Некоторые нововведения коснулись закона об образовании. Изменилась формулировка двух статей документа.

Статья № 11

В данном разделе содержится информация о некоторых федеральных требованиях. Принятые нормы предназначены для реализации следующих целей:

  • добиться единства образовательного пространства на территории всей России;
  • повторение программ образования;
  • формирование программ обучения для разных категорий учащихся;
  • появление гарантии от государства на получение качественного образования.

В действующем законе указаны требования по отношению к:

  • комплектованию и делению на разные уровни сложности программ обучения;
  • результатам, которые должны продемонстрировать учащиеся после освоения темы.

Статья № 73

В следующей статье дополнены некоторые положения, относящиеся к организации обучения специалистов. В ней содержатся следующие понятия:

  • получение профессии имеет главную цель – приобретение квалификационных умений в определенной сфере, получение практических знаний по использованию технического оборудования;
  • профессиональное обучение должно быть бесплатным, если человек ранее получил аттестат о среднем общем образовании. В случаях, предусмотренных в законодательстве, учеба также является бесплатной;
  • образовательные учреждения могут быть учреждены в удобной форме, однако при этом не должны быть нарушены положения действующего законодательства;
  • срок, в течение которого проводится обучение, устанавливается в зависимости от выбранной профессии. Для каждого вида деятельности законом предусмотрен определенный период.

Повышение профессиональной квалификации

Законопроект устанавливает требование об обязательном прохождении курсов повышения квалификации. Это необходимо для того, чтобы поддерживать профессиональный опыт и следовать за изменяющими тенденциями.

Документ предписывает работодателям проведение периодических квалификационных тестов для установления истинных знаний служащих. Полученная на основании тестирования информация даст представление о том, каких навыков не хватает сотрудникам, и что можно предпринять для повышения их знаний.

Все работники должны соответствовать действующим профессиональным стандартам. Для соблюдения законодательства необходимо:

  • разработать программу, позволяющую служащим получить необходимый опыт;
  • определиться с методами достижения целей;
  • установить временной отрезок, в течение которого сотрудники должны повысить свою квалификацию;
  • провести финальное тестирование после завершения образовательной программы.

Работники будут стремиться усвоить новые знания, если при этом будут чувствовать мотивацию. Нанимателям рекомендуют разработать систему поощрений. Чаще всего применяется одна из следующих схем:

  • денежная премия, которая начисляется по итогам месяца. Ее размер может зависеть от выполнения трудового плана;
  • прочие поощрительные выплаты;
  • назначается дополнительный отгул;
  • мотивацией для коллектива часто является проведение корпоратива. Это стимулирует служащих выполнять установленный руководством план;
  • могут использоваться прочие поощрительные методы на усмотрение начальства.

Практика показывает эффективность бонусных систем в улучшении трудовой статистики.

Штрафы за нарушение ФЗ 122

Все правила, касающиеся установления и действия квалификационных норм, определяют несколько законодательных актов: Трудовой Кодекс, постановление Правительства, закон Министерства труда. Согласно действующей редакции документа, полномочия по соблюдению принятых требований возложены на государственную трудовую инспекцию. Ведомство может инициировать внеплановую проверку, а при выявлении нарушений действующего законодательства виновные лица будут привлечены к ответственности.

Правовой акт предусматривает административную ответственность. Суммы штрафов прописаны в Кодексе об административных правонарушениях. Они составляют:

  • от 1 до 5 тыс. руб. для должностных лиц;
  • от 30 до 50 тыс. руб. для организаций.

Если ГИТ выявит повторное несоблюдение требований закона, денежные санкции будут увеличены:

  • от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • от 50 до 70 тыс. руб. для организаций.

Скачать текст закона о профстандартах

Вы можете скачать закон о профстандартах по следующей ссылке. В действующей редакции законопроекта собрана информация обо всех изменениях в правовых документах, которые связаны с установлением квалификационных норм.

Также предлагаем скачать Трудовой Кодекс, поскольку именно в нем отражены основные сведения о процедуре установления профессиональных стандартов. Кроме того, в действующей редакции содержится информация о вопросах трудоустройства, правах и обязанностях служащих и работодателей, нюансах оформления больничного листа и оплачиваемого отпуска и проч.

ФЗ 122 также предусматривает внесение поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации». Потому специалистам следует изучить и этот юридический документ. В нем указаны аспекты, касающиеся получения профессионального образования. Отдельно стоит отметить Кодекс об административных правонарушениях РФ, в котором описаны случаи несоблюдения законодательных норм и ответственность, предусмотренная за различные нарушения.

Профессиональная деятельность в России определяется не только должностными обязанностями сотрудников, но и их квалификационными знаниями. Закон о профстандартах устанавливает разные критерии оценки умений служащих и предусматривает административные взыскания за несоблюдение норм.

Закон о профстандартах с 2016 года – последние изменения

Закон о профстандартах с 2016 года меняет часть положений ТК РФ и закона об образовании, относящихся к этим стандартам. Рассмотрим, что нового в применение профстандартов несут эти изменения.

Роль профстандарта в определении квалификации работника

Профессиональный стандарт — документ, содержащий перечень требований к уровню необходимой подготовки соответствующего специалиста. Он содержит не только описание трудовых функций, выполняемых на определенной должности, но и перечисляет те знания и умения, которыми занимающий эту должность специалист должен владеть.

Читайте также:  Журнал регистрации приказов по личному составу: скачать образец

Знание профстандартов необходимо:

  • работодателям, которые в соответствии с ними разрабатывают должностные инструкции, организуют необходимую подготовку и аттестацию работников, устанавливают систему оплаты труда;
  • учебным заведениям, готовящим специалистов, отвечающих требованиям, заявляемым работодателями;
  • работникам, желающим овладеть какой-либо специальностью или повысить свою квалификацию.

О том, какую роль профстандарт сыграет при разработке должностной инструкции, читайте в материале «Должностная инструкция главного бухгалтера – образец 2015».

Профстандарты призваны заменить требования к квалификации, содержащиеся в применяемых в РФ со времен СССР (постановление Минтруда РФ от 12.05.1992 № 15а) документах:

  • единых тарифно-квалификационных справочниках работ и профессий рабочих;
  • едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Переход этот должен быть постепенным, осуществляемым по мере подготовки профстандартов и прохождения ими экспертизы. В настоящее время такая работа идет в соответствии с планом мероприятий, утвержденным на период 2014–2016 годов распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 № 487-р.

В российском трудовом законодательстве на сегодняшний день поэтапно сделаны следующие шаги в этом направлении:

  • введено понятие профстандарта (ст. 195.1 ТК РФ);
  • названы органы, ответственные за определение порядка разработки и утверждения стандартов (ст. 195.2 ТК РФ);
  • установлены главные принципы применения профстандартов (ст. 195.3 ТК РФ);
  • закреплена зависимость федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС) от профстандартов (п. 7 ст. 11 закона РФ «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Федеральный закон о профстандартах № 236-ФЗ

В ТК РФ отсылки к профстандарту впервые появились с введением в него ст. 195.1 (п. 4 ст. 1 закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс…» от 03.12.2012 № 236-ФЗ), текст которой содержал:

  • определение профстандарта как характеристики квалификации (сочетания знаний, умений, профессиональных навыков и опыта), обязательных для работника, осуществляющего определенную трудовую деятельность;
  • указание на необходимость увязки наименований должностей, в отношении которых будут созданы профстандарты, с наименованиями аналогичных должностей, содержащимися в квалификационных справочниках;
  • перечень органов, ответственных за определение порядка разработки, утверждения и применения профстандартов: Правительство РФ, обязанное учесть мнение трехсторонней комиссии (состоит из представителей Правительства РФ, профсоюзов, работодателей) по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с возложенным на него поручением Правительство РФ в начале 2013 года утвердило правила разработки, утверждения и применения профстандартов (постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23), получившие новую редакцию (от 13.05.2016) в связи с внесением изменений в ТК РФ, вступающих в силу с 01.07.2016.

Введение в применение современных профстандартов подразумевает как актуализацию в соответствии с новыми требованиями существовавших ранее документов такого содержания, так и разработку новых стандартов для новых профессий.

О профстандарте, разработанном для бухгалтеров, читайте в статье «Профстандарт для бухгалтера с 2016 года (нюансы)».

Значение законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ для разработки профстандартов

Законы РФ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг…» определяют правила организации закупок для госнужд. В отношении работников контрактных служб и контрактных управляющих, выступающих от имени заказчика, законодательство содержит требование о наличии высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (п. 6 ст. 38 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Вместе с тем до 2015 года обучение в вузах по такой специальности не проводилось и, соответственно, код ее в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст, отсутствовал.

В ответ на запрос о присвоении такого кода Минэкономразвития России (письмо от 26.03.2015 № Д28и-877) разъяснило, что:

  • согласно п. 3 существующего порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденному приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059, добавление в перечень новой специальности будет возможным только после того, как Минобрнауки России утвердит соответствующий ФГОС;
  • принятие ФГОС, в свою очередь, требует учета в нем положений соответствующих профессиональных стандартов (п. 21 правил разработки и утверждения ФГОС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 661).

Таким образом, Минэкономразвития России не только дополнительно подтвердило необходимость учета положений существующих профстандартов при разработке стандартов образования, но и указало на невозможность добавления без их участия новой специальности в перечень тех специальностей, по которым возможно обучение.

На сегодняшний день профстандарты для специалистов сферы закупок утверждены приказами Минтруда:

  • от 10.09.2015 № 626н — стандарт «Эксперт в сфере закупок»;
  • от 10.09.2015 № 625н — стандарт «Специалист в сфере закупок».

А Минобрнауки России письмом от 18.04.2016 № 03-348 напомнило о том, что:

  • применение профстандартов с 01.07.2016 обязательно для работодателей в отношении работников, требования к квалификации которых утверждены законодательно;
  • во исполнение требований п. 6 ст. 38 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ действующим специалистам сферы закупок для госнужд, не имеющим необходимой квалификации, необходимо пройти профессиональную переподготовку.

О том, есть ли соответствие между профстандартом «Бухгалтер» и ФГОС для бухгалтера, читайте в материале «Соответствие требований ФГОС по бухгалтерскому учету».

Изменения, внесенные законом о профессиональных стандартах № 122-ФЗ

С 01.07.2016 положения ТК РФ и закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ, относящиеся к профстандартам, действуют в новой редакции, что обусловлено вступлением с этой даты в силу закона РФ «О внесении изменений…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ.

В ТК РФ закон 122-ФЗ о профстандартах внес такие изменения:

  • редакционные правки в ст. 195.1, приведшие:
    • к уточнению определения «профстандарт»: он теперь имеет значение не только для ведения определенной деятельности, но и для выполнения определенной функции;
    • к выносу части ее текста в отдельную ст. 195.2, определяющую орган, ответственный за установление порядка разработки и утверждения профстандартов (Правительство РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии), с исключением из круга утверждаемых им порядков порядка применения стандартов:
    • появление ст. 195.3, содержащей основные принципы применения профстандартов: использовать их нужно обязательно, если содержащиеся в них требования к квалификации установлены нормативными актами РФ, и можно всего лишь взять за основу квалификационных характеристик, если в законодательстве РФ таких требований к квалификации нет.

В законе РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ изменено следующее:

  • углублен текст п. 7 ст. 11 в части использования профстандартов при разработке ФГОС: их применение увязано с будущей профессиональной компетенцией получающих образование лиц и сделано обязательным в зависимости от наличия соответствующих профстандартов;
  • в тексте п. 8 ст. 73 к факту наличия профстандарта стала привязываться разработка конкретной программы обучения.

Кроме того, закон РФ от 02.05.2015 № 122-ФЗ о профстандартах (ст. 4) установил:

  • возможность особого применения этих стандартов для:
    • государственных внебюджетных фондов;
    • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий;
    • госкорпораций и госкомпаний;
    • организаций с долей госучастия в них, составляющей более 50%;
    • обязанность приведения к соответствию требованиям п. 7 ст. 11 закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (т. е. увязки с существующими профстандартами) всех ФГОС, утвержденных до 01.07.2016, в течение года с наступления этой даты.

В отношении особого применения профстандартов Правительством РФ принято постановление от 27.06.2016 № 584, сделавшее для вышеперечисленных организаций профстандарты обязательными с 01.07.2016 с оговорками в части поэтапного их введения в срок до 01.01.2020, обусловленного необходимостью:

  • создания отсутствующих стандартов и доработки существующих;
  • проведения дополнительного обучения работников;
  • приведения в соответствие с положениями профстандартов внутренних нормативных актов, связанных с оценкой квалификации работников.

О том, как с учетом применения профстандарта составить должностную инструкцию бухгалтера, читайте в статье «Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения – образец 2015».

Особенности применения профстандартов с 01.07.2016

Изменения в законодательстве в части профстандартов, вступившие в силу с 01.07.2016, сделали обязательным их применение в отношении:

  • тех положений, которые соответствуют установленным в нормативных актах РФ. В частности, это приобретает значение для профессий и специальностей, при которых законодательно устанавливаются какие-либо льготы или ограничения (письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253);
  • государственных организаций и юрлиц с доминирующей долей участия государства в них (постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

Обязательность использования профстандарта проявится:

  • при приеме на работу новых сотрудников;
  • при контроле соответствия его требованиям уже имеющихся работников, которые могут быть либо дополнительно обучены, либо по результатам аттестации признаны несоответствующими занимаемой должности.

Если обязанность применения профстандарта отсутствует, то им можно руководствоваться как базой для создания собственных квалификационных требований (должностной инструкции) для работника соответствующей должности (информация Минтруда от 10.02.2016). Это, например, относится к профстандарту «Бухгалтер».

Итоги

Вступивший в силу с 2016 года закон о профессиональных стандартах внес изменения в положения ТК РФ, сделав обязательным использование этих стандартов только в части тех их положений, которые подкреплены нормативными актами. Особый порядок применения профстандартов установлен Правительством РФ для государственных организаций.

Закон о профстандартах — основные положения

Профстандарты — важная составляющая трудового законодательства. Порядок их разработки и применения регулируется ст. 195.3 ТК и ФЗ № 122 от 02.05.2015 г. Профстандарты представляют собой комплексные документально оформленные требования, которые выдвигает государство к навыкам, опыту и умениям граждан, претендующих на определенные должности.

Закон о профстандартах — к каким должностям они применяется

Принятый 2 мая 2015 г. Закон о профстандартах определил механизм их разработки, порядок внедрения и случаи применения, обусловив добавление в ТК ст. 195.2 и 195.3, а также корректировку ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. в разрезе длительности программ профобучения согласно стандартам.

Из него следует, что профстандарты применяются не всеми хозяйствующими субъектами и не ко всем профессиям. В обязательном порядке они используются:

  • ГУП (государственными унитарными субъектами);
  • МУП (соответственно, муниципальными субъектами);
  • Корпорациями государственного значения;
  • Обществами, половиной акций которых владеет государство.

Их нужно применять только по отношению к профессиям, определенным на законодательном уровне, например:

  • педагогам и специалистам в воспитательной области;
  • врачам различной направленности (педиатрам, офтальмологам, стоматологам, провизорам, сурдоакустикам и так далее);
  • соцработникам и сотрудникам органов опеки;
  • медиаторам и управленцам;
  • бухгалтерам, брокерам, финансовым консультантам, внутренним аудиторам, статистикам, логистикам;
  • специалистам, работающим с транспортом и обслуживающим его;
  • и так далее.

Таким образом, к профессиям, регулируемым профстандартами, относятся те, для которых ТК, нормативными актами и приказами соответствующих министерств устанавливается требуемый квалификационный уровень. Также к профессиям относятся те, которые:

  • дают право сотруднику, занимающему должность, пользоваться льготами и претендовать на компенсации;
  • предполагают определенные ст. 57 ТК ограничения.

Вторые могут либо регламентироваться профстандартами, либо содержаться в специальных справочниках, которые называются квалификационными (например, ЕКС).

Ответы на иные вопросы, касающиеся применения профстандартов, изложены в Письме Минтруда № 14-0/10/В-2253, датированном 04.04.2016 г.

Где можно найти профстандарты

Согласно правительственному Постановлению № 23 от 22.01.2013 г., полномочия по разработке профстандартов возложены на Министерство Труда Российской Федерации. Для того чтобы профстандарт получил реальную силу, сначала его нужно зарегистрировать. И делается это в Министерстве юстиции Российской Федерации. Там же представлен и реестр, в котором приведены все действующие профессиональные стандарты.

Нюансы применения профессиональных стандартов

Как уже было упомянуто, профстандарты применяются не ко всем профессиям. В таком случае они могут использоваться управленцем ориентировочно, для понимания, какими навыками и умениями должен обладать потенциальный работник.

Также стоит отметить, что использование профессиональных стандартов является достаточным основанием для того, чтобы внести изменения в соответствующие должностные инструкции.

Зачастую, после таких правок круг обязанностей, которые возлагаются на работника, становится шире. Сам работник ничего с этим сделать не сможет — все должностные инструкции устанавливаются и утверждаются руководителями хозяйствующего субъекта.

Читайте также:  Восстановление на работе по решению суда

При этом управленец не имеет права расширять обязанности работника, не предупредив его об этом обстоятельстве (даже если соответствующие изменения вносятся с учетом введенных в действие профессиональных стандартов). У работника должен быть выбор. Так, он может уволиться по собственному желанию до того момента, как на его плечи возложат новые обязанности и делегируют дополнительную ответственность.

Переход на профессиональные стандарты — очень сложный и трудоемкий процесс. Нужно менять многое в кадровой политике и соответствующей документации. Самый простой способ совершить такой переход — определить группу сотрудников и передать им права по разработке подробного плана. Состав этой «комиссии» определяется внутренними приказами, которые исходят лично от начальства.

Никаких установленных законодательством бланков для таких документов не существует, а значит, их можно составлять в свободной форме. Главное — отразить такие факты, как количество членов комиссии, их имена и должности, а также те права, которые им передает руководитель.

Для тех работодателей, которые не хотят вводить профессиональные стандарты в случаях, оговоренных в законодательных актах и приказах правительства, предусмотрена ответственность. Так, их действия подпадают под статью 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях и наказываются следующим образом:

  • Если нарушение обнаружено впервые, то работодателю будет вынесено предупреждение;
  • Организации будут обязаны выплатить штраф, который может достигать размеров 30 или даже 50 тысяч рублей;
  • Должностные лица будут наказаны штрафными санкциями в размере от 1 тысячи рублей до 5 тысяч рублей;
  • Индивидуальные предприниматели будут наказаны штрафами в таких же, как и для должностных лиц, размерах — от 1 тысячи рублей до 5 тысяч рублей.

Стоит помнить, что наименование профессионального стандарта и название должности – это не одно и то же. Стандарт охватывает не просто одну единственную должность, он содержит требования ко всему виду подобной деятельности. Так что, некоторые работодатели, начиная использовать профстандарты, предпочитают изменить название должности для того, чтобы избежать возможной путаницы.

Профстандарты: инструкция по применению 2019

Вопросы регулирования профессиональных стандартов с 01.07.2016 регулируют положения статьи 195.3 ТК РФ. До сих пор многие организации и ИП не знают, как с ними работать. Когда в силу их необходимо переписывать внутреннюю кадровую документацию? Нужно ли корректировать штатное расписание и должностные инструкции? Что делать если оказалось, что образование сотрудников не удовлетворяет принятым стандартам? Обязательно ли переучивать работников, отправлять их на курсы повышения квалификации? И, главное, кто всё это контролирует? Профсоюзы? Инспекции по труду? Давайте разбираться.

Для чего нужны профстандарты

Профессиональный стандарт – это название важного основополагающего документа, который содержит описание следующих норм:

  1. Трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью.
  2. Требования к его опыту и знаниям.

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Все профстандарты примерно одинаковы и имеют единую структуру (согласно приказу Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»).

В отличие от специализированных справочников по квалификациям, профстандарты дают более четкое представление о рабочих функциях трудящихся, которые имеют абсолютно точные и подробные описания. Возможно, со временем профстандарты полностью заменят квалификационные справочники как документация, более соответствующая требованиям нынешнего времени.

Государственный реестр профстандартов

Все сведения о профессиональных стандартах, утвержденных Министерством труда, внесены в особый Государственный реестр. Этот перечень размещен на официальной странице Минтруда России в соответствующем разделе. См. http://profstandart.rosmintrud.ru/:

Профстандарты и область их использования

Данные стандарты можно применять и учитывать в нижеперечисленных целях:

  • для организации обучения и аттестации сотрудников;
  • формирования политики при укомплектовании штата предприятия высококвалифицированными кадрами;
  • организации процессов управления;
  • выведения внутренних тарифов на производимые работы;
  • облегчения классификации тарифных разрядов;
  • выработки собственных систем оплаты рабочего времени с учетом особенности труда на конкретном предприятии.

Являются ли профстандарты обязательными для выполнения или лишь призваны облегчить организацию предприятия и производства? Должен ли работодатель (владелец компании) беспрекословно следовать им, принимая за пошаговую инструкцию? Или он вправе сам выбирать область и порядок их применения? Попробуем разобраться и с этими вопросами.

Обязательное применение стандартов

Абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ говорит про обязательность профстандартов. В частности, в этом положении упомянут такой важный документ, как трудовой договор. Так, если получение работником предприятия особых льгот, компенсаций или ограничений напрямую связано с выполнением обязанностей, присущих конкретной должности, то работодатель обязан руководствоваться справочниками по квалификациям или же государственными профстандартами.

Поэтому очень важно учитывать такие нюансы и грамотно составлять и заполнять всю необходимую документацию. Если же ошибка будет допущена и это всплывет (предположим, по ходатайству самого работника или в результате текущей проверки предприятия), то руководство компании может быть привлечено к ответственности.

Административный кодекс в 4-й части статьи 5.27 предусматривает наказание за такую преступную халатность – большой штраф. Его размер может варьироваться:

  • от 50 до 100 000 рублей – для организации;
  • от 10 до 20 000 – для должностных лиц;
  • от 5 до 10 000 – для частных предпринимателей.

Что, впрочем, не избавляет бывшего или настоящего работника от последующих проблем с получением им всех положенных ему льгот и компенсаций за уже прошедший период.

Требование к соответствию работников профстандартам

Статья 195.3 ТК РФ регулирует применение профстандартов работодателями. В ней дано краткое, но емкое определение квалификации работника. И пояснено, что если законодательно определены требования к квалификации трудящегося лица, то и применение стандартов становится бесспорной обязанностью работодателя, а не его правом.

Чтобы было понятнее, разберем этот момент на примере профстандарта для бухгалтеров в 2019 году. Итак, в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», главбух, который пришел устраиваться (например, в ОАО или страховую организацию), обязан соответствовать следующим требованиям:

  1. Высшее образование.
  2. Стаж работы по специальности «Бухгалтерия» или «Аудит» – не менее 3-х лет из последних пяти.

Но нужно ли предъявлять данные требования, если бухгалтер устраивается в обычное ООО? Что делать, если у потенциального главбуха нет высшего образования, но он имеет ценный опыт и хороший послужной список? Посмотрим на профстандарт «Бухгалтер». Из него следует, что человека можно принять на должность бухгалтера и с высшим и со средним образованием.

Поэтому считаем, что высшее образование обязательно бухгалтеру только если он планирует работать в организациях, входящих в перечень, приведенный в части 4 статьи 7 Закона № 402-ФЗ (например, в ОАО). Если нет, то достаточно будет иметь среднее образование и опыт работы, которые прописан в профстандарте.

Повышение квалификации сотрудников

Работодатель вправе направлять сотрудников своего предприятия на курсы переподготовки и повышения квалификации. В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса, это его право, но не обязанность. То есть, данное решение он может принимать по своему усмотрению, исходя из соображений целесообразности такового обучения. Чаще всего – для поднятия статуса компании на рынке, ее престижа и квалификации работников, задействованных в рабочих процессах.

Спорный момент: обязательно ли учиться?

Насчет вышеназванных положений до сих пор есть споры и различные мнения. Одни эксперты ссылаются на статью 195.3 Трудового кодекса (на первую ее часть), другие на эту же статью во второй ее части, находя в них некоторое расхождение и неточности, позволяющие двоякое толкование их смысла.

В результате некоторые считают, что применять профстандарты нужно обязательно, а другие полагают, что они носят лишь рекомендательный характер. Однако и те и другие сходятся во мнении, что если законодательно не установлены обязательные требования к квалификации сотрудников определенной специальности, то они могут нести в себе лишь рекомендательный характер для работодателя и не более того. Причем последний вправе использовать их по своему усмотрению, выставляя сотрудникам более жесткие или, наоборот, более мягкие требования, чем того требует стандарт.

Сами же работники тоже неоднозначно реагируют на профстандарты. Многие из них высказывают опасения, что полученное ими на различных курсах образование будет нести лишь формальный характер. И придумано это законотворцами лишь с одной целью – в очередной раз опустошить их кошелек. Ведь на данный момент в законе нет четкого определения, кто же будет все это оплачивать.

Пример использования профстандартов в рекомендательных целях

Допустим, что действующее законодательство не предъявляет жестких требований к квалификации специалистов определенных профессий. Пусть, в нашем случае, для наглядности, это будет «Специалист по кадрам». Следовательно, применить к этой должности можно профессиональные стандарты для кадровиков, утвержденные на 2019 год. Но использовать их, только взяв их за основу для облегчения составления документации.

К примеру, приняв профстандарт за некий шаблон, можно:

  • грамотно определять названия должностей;
  • функции, связанные с исполнением рабочего процесса;
  • выставлять разумные требования к их квалификации, опыту, образованию.

То есть, данный документ, по сути, выступает фундаментом, позволяющим работодателю находить точки опоры при построении естественных рабочих процессов в коллективе.

Вопросы применения ст. 195.3 ТК РФ

Все разночтения и толкования статьи 195.3 ТК РФ связаны с ее относительной новизной. Возникает очень много вопросов по области ее применения. Более того, до сих пор не установлен:

  • единый метод внедрения на предприятия профстандартов (план и т. п.);
  • мера ответственности работодателя и работников, уже давно трудящихся в своих компаниях, в случае, если последние не в состоянии на текущий момент соответствовать профстандартам.

И совершенно не ясно, что делать с новыми потенциальными работниками, которые только планируют прийти, чтобы трудиться на предприятие. Рынок труда сейчас переполнен, но не всё так однозначно. Это совершенно не говорит о том, что нет нехватки и дефицита ценных кадров. Не всегда новый работник, имеющий высшее образование, способен заменить старого, имеющего за плечами только среднее профессиональное образование, но зато обладающего колоссальным опытом.

Чиновникам Минтруда России постоянно поступают различные вопросы по поводу применения профстандартов. Приведем некоторые вопросы и ответы на них.

Неукоснительное следование профстандартам

Вопрос: Есть ли необходимость неукоснительно следовать требованиям утверждённых профессиональных стандартов?

Ответ: Да. Работодатель должен иметь в виду, что обязан жестко руководствоваться требованиями при принятии человека на работу, если речь идет о вопросах, регулируемых статьями 57 часть 2 и 195.3 ТК РФ. В иных случаях все требования носят сугубо рекомендательный характер.

Обязательность профстандартов в частных организациях

Вопрос: Обязательно ли исполнение профессиональных стандартов для частных организаций? Или они призваны упорядочить работу государственных и муниципальных компаний и предприятий?

Ответ: Да, обязательно. Закон един для всех, вне зависимости от форм собственности и статуса предприятия и ее владельца.

Различия в профстандарте и квалификационном справочнике

Вопрос: Как следует поступать, если для одной и той же профессии в справочнике по квалификациям и в профессиональном стандарте прописаны различные требования? Какой из этих двух документов использовать в таких случаях?

Ответ: Право выбора в данном случае принадлежит работодателю.

Увольнение работников

Вопрос: Можно ли уволить сотрудника, если вдруг оказалось, что он не соответствует требованиям профессионального стандарта? Например, у него нет высшего образования и необходимого стажа работы, которые стали обязательными по новым правилам?

Читайте также:  Возмещение ущерба работником работодателю: проводки, оформление по ТК РФ

Ответ: Нет, введение новых профессиональных стандартов не может являться основанием для увольнения ранее нанятых работников. Уволить работников можно лишь на основании результатов проведенной аттестации.

Изменение трудовых обязанностей

Вопрос: Должны ли быть автоматически изменены обязанности трудящихся с введением нового профессионального стандарта?

Ответ: Нет, автоматического изменения обязанностей в данном случае не предусмотрено.

Изменение трудовых договоров

Вопрос: Закон обязывает работодателя начать переписывать трудовые договора и должностные инструкции для своих сотрудников с вступлением в силу новых стандартов?

Ответ: Да, но только в том случае, если требования профессиональных стандартов являются обязательными применимо к конкретной должности.

Оплата обучения

Вопрос: Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации и переподготовки сотрудников, если того требует работодатель?

Ответ: Закон не может однозначно ответить на этот вопрос. Нужно решать, исходя из содержания других правоустанавливающих внутренних документов. Поднимать трудовой договор, различные соглашения, коллективные договоры. У работодателя нет прямой обязанности оплачивать профессиональное образование сотрудников.

Перевод на более высокую должность

Вопрос: Имеет ли право работодатель назначить на должность лицо, которое по условиям профессионального стандарта ей не соответствует?

Ответ: Работодатель имеет на это право. В частности, работодатель может создать аттестационную комиссию. Она может решить, что рекомендуемое лицо обладает достаточным опытом, ответственно выполняет свои обязанности и в полной мере с ними справляется. И тогда можно работника перевести на вышестоящую должность.

Ответственность за игнорирование требований профессиональных стандартов

Утвержденные профессиональные стандарты очень важны в социальной сфере. Ответственность за их неисполнение предусмотрена в случае, когда они являются обязательными. Или в том случае, если они не являются обязательными, но работодатель добровольно принял на себя обязательства следовать их требованиям. Например, отразив это решение в локальном нормативном акте компании.

Если работодатель обязан соблюдать профстандарты, но не делает этого, то его могут привлечь к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ. Привлекать к ответственности работодателей будут инспекции по труду.

Также см. видео на тему профстандартов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Особенности применения профстандартов

Минтруд России разъяснил (информационное письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 (далее — Письмо)) особенности применения профстандартов и квалификационных справочников работодателями, в том числе и обязательность их применения . Рассмотрим подробнее некоторые положения этого Письма.

В пункте 6 Письма чиновники поясняют, в каких случаях работодатель обязан руководствоваться профстандартами при определении наименования должности или профессии и при установлении квалификационных требований, а в каких — нет.

Трудовой кодекс устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (часть вторая ст. 57 ТК РФ);
  • требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 195.3 ТК РФ).

В прочих случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Профстандарты: нормативное регулирование применения

С 1 июля 2016 года действует ст. 195.3 ТК РФ, согласно которой, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (в редакции п. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ). Так, например, прямо предусмотрено соблюдение квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, для лиц, принимаемых на подземные работы (ст. 330.2 ТК РФ), лиц, занимающихся педагогической деятельностью (ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 273-ФЗ “Об образовании в РФ”), и др.

Кроме того, частью второй ст. 57 ТК РФ установлено, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Указанное требование распространяется на всех работодателей вне зависимости от их организационно-правовой формы или формы собственности.

Из приведенной нормы следует, что соблюдение квалификационных требований, установленных профессиональным стандартом, необходимо только в тех случаях, когда компенсации, льготы, ограничения “привязаны” к конкретной должности (профессии, специальности).

Например, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются только периоды работы по определенным профессиям и должностям (ст.ст. 30, 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665). В свою очередь, такие компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, как ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда и сокращенная продолжительность рабочего времени, зависят в настоящее время не от названия должности или профессии, а от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (смотрите ст. 92, ст. 117, ст. 147 ТК РФ). Поэтому “вредность” работы сама по себе еще не означает, что должность (профессия) работника должна быть указана в соответствии с профессиональным стандартом.

Применение профстандартов обязательно к определенным должностям

Действующие нормы трудового законодательства, равно как и вступившие в силу с 01.07.2016 (ст. 195.3 ТК РФ), не обязывают работодателей применять в обязательном порядке все профессиональные стандарты. Работодатели обязаны руководствоваться положениями профессиональных стандартов в части наименования должности и квалификационных требований только к определенным должностям (профессиям, специальностям, видам работ) в случаях, предусмотренных ст.ст. 57 и 195.3 ТК РФ, то есть когда это прямо предусмотрено Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также когда с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер и работодатель вправе устанавливать наименование должностей и квалификационные требования к ним самостоятельно.

На то, что независимо от организационно-правовой формы и формы собственности работодателя обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена лишь для случаев, предусмотренных ст.ст. 57 и 195.3 ТК РФ, а в других случаях эти требования носят рекомендательный характер, неоднократно указывал Минтруд России (смотрите информацию Минтрудсоцзащиты РФ от 10.02.2016 “О применении профессиональных стандартов в сфере труда”, п.п. 6, 7 и 8 информации Минтруда РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 “По вопросам применения профессиональных стандартов”, письмо Минтруда РФ от 05.04.2016 № 14-2/В-299).

К сведению
С 01.07.2016 Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вправе устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности (п. 1 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ).

Профстандарты в части наименования должностей

Таким образом, требования к наименованию должности обязательны в одном случае: если к конкретной должности (профессии, специальности) «привязаны» компенсации, льготы, ограничения. Например, периоды работы по определенным профессиям и должностям включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (ст. 30, 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; пост. Правительства РФ от 16.07.2014 № 665). Или, к примеру, когда запрещена работа по совместительству (ст. 329 ТК РФ) на должностях и по профессиям, включенным в Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (утв. пост. Правительства РФ от 19.01.2008 № 16).

Когда же полагающиеся работнику компенсации и льготы (либо действующие в отношении него ограничения) не зависят от названия его трудовой функции, то такое наименование может отличаться от указанного в квалификационном справочнике и профстандарте (например, само по себе признание выполняемой сотрудником работы «вредной» еще не означает, что должность (профессия) работника должна быть указана в соответствии со справочником либо профессиональным стандартом).

Применение профессиональных стандартов в части квалификационных требований

В свою очередь, соблюдение квалификационных требований, установленных квалификационным справочником или профессиональным стандартом, нужно в двух случаях:

а) если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (то есть когда компенсации, льготы, ограничения «привязаны» к конкретной должности (профессии, специальности));

б) когда Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены определенные требования к квалификации.

Касаемо требований к квалификации, упомянутых в статье 195.3 Трудового кодекса, Минтруд России (письмо Минтруда России от 05.04.2016 № 14-2/В-299; п. 8 Письма) разъясняет, что при применении этой нормы под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты, в других случаях эти требования носят рекомендательный характер. Например, прямо предусмотрено соблюдение квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, для лиц, занимающихся педагогической деятельностью (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2009 № 273-ФЗ), лиц, принимаемых на подземные работы (ст. 330.2 ТК РФ), и т. п.

Указанная обязанность возложена на всех работодателей — как на бюджетные организации, так и на коммерческие (п. 7 Письма). Но даже если профстандарт для работодателя обязателен, это не значит, что для уже работающих в организации сотрудников что-то изменится: обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Изменение может производиться либо по соглашению сторон трудового договора (ст. 72 ТК РФ), либо работодателем в одностороннем порядке (ст. 74 ТК РФ) — в случае, когда основой для такого изменения служит фактическое изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), при которых сохранение прежних условий труда невозможно. Но даже в этих случаях изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается (п. 10 Письма).

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием и для увольнения работников. Работники могут быть направлены на профессиональную переподготовку или повышение квалификации с их согласия и при наличии на то воли работодателя (п. 11 Письма).

За несоблюдение требований профстандартов в случае, когда они обязательны, работодатель может быть привлечен к ответственности (п. 13 Письма; ст. 5.27 КоАП РФ). Проверку соблюдения работодателями трудового законодательства осуществляют Государственные инспекции труда в соответствующем субъекте РФ и Прокуратура РФ.

Ссылка на основную публикацию