Журналистская этика — что такое профессиональная этика журналиста

Введение

Правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, его общественный долг называются моралью.

Профессиональной моралью является модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.

Выбор темы публикаций, отбор фактов, оценка поведения героев этих публикаций, при этом обязательно проявляется моральное отношение журналиста к тому, о чем он повествует. Все содержимое его работы, от начала до конца предстает как нравственная по характеру деятельность.

В курсе теории журналистики представлены определённые этические (нравственные) нормы, которые являться «ориентиром» для практической журналистской деятельности. Обязанность журналиста за соблюдение этических норм можно рассмотреть структурно, по принципу «трехэтажного дома». На верхнем этаже – профессиональный долг, ответственность, честь и достоинство. Второй этаж занимает производно-этические принципы, в которых отражены требование к поведению журналиста. На нижнем этаже находятся запреты или побуждения, регламентирующие поведения журналиста, т.е. профессионально-этические нормы. Соответственно, проблема нарушения этических норм журналистики кроется, образно говоря, в разрушении этого «дома», проявлением вопиющей некомпетентности журналиста.

«Профессиональная этика журналиста»

Суть профессиональной этики – научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами. Так наряду с «общей» этикой возникает врачебная, юридическая, журналистская и прочая этика.

Профессий, при которых нравственные (этические) нормы входят в саму суть профессиональной деятельности, не так немного. В работе такого рода моральный выбор становится для специалиста сопутствующим во всём. Одной из таких профессий является журналистика.

Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле.

В профессиональной этике складывается некий свод принципов, правел достойного поведения и запретов, фиксируемых либо в «неписанных», либо в разработанных журналистскими организациями «писанных» кодексах чести. Контроль за соблюдением этических норм ведётся, как «изнутри», так и «извне». «Изнутри» – это совесть журналиста, (если она есть) которая в зависимости от характера поведения или заставляет его переживать стыд, самоосуждение, или напротив, вызывает гордость. «Извне» действуют журналистские организации или «суды чести». Существует и общественный контроль за соблюдением журналистами этических принципов.

Грубые и неоднократные, а главное сознательные нарушения норм журналистской этики ставят нарушителя вне рядов профессиональной журналистской деятельности.

Общепринятыми этическими нормами журналистики принято считать:

соблюдение точности фактов, при этом исправление ошибочных сообщений,

выступления против искажения и умалчивания фактов; отстаивание свободы точек зрения; получение информации только честным (законным) путём;

запрет вторгаться в частную жизнь; сохранение конфиденциальности источников информации; запрет брать или давать взятки; запрет на использование информации журналистом в личных (корыстных) целях;

выступления против дискриминации по национальным, религиозным, классовым и другим признакам.

Эти и другие этические принципы положены в основу «Международных принципов профессиональной журналистской этики», которую определили, в 1980-1983 годах представители международных журналистских организаций. С их учётом каждая журналистская организация, будь то национальная, либо региональная, разрабатывает свои этические «кодексы». В 1994 году разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Общие этические принципы находят конкретное воплощение и становятся практическими правилами в тех ситуациях, которые обыденны для практической журналистской деятельности, в ряду следующих отношений:

1. «Журналист – аудитория», отчетливо проявляется морально-этический уровень сознания и поведения журналиста. Это нравственная обязанность, ясно представляя себе, свою аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному удовлетворению её интересов в сфере информации.

2. «Журналист – источник информации», контакты журналиста со своим источником информации могут носить открытый характер, обязывающий журналиста представится тем лицам, с которыми он вступает в деловой контакт, ознакомляя их с кругом интересующих его вопросов. Скрытый характер получения информации допустим, только при соблюдении прав и законных интересов тех, кто становится объектом наблюдения.

3. «Журналист – персонаж, его произведения», недопустимо в качестве персонажей выбирать родных и близких. Требуются веские причины, чтобы в качестве персонажа выбрать такого человека. При этом в публикации следует объяснить такое решение.

Приводя достоверные факты о реальном человеке, журналист (в отличие от писателя) обязан тщательно взвесить, что и как сообщить о герое, чтобы не нарушить известное правило «прежде всего, не навреди».

4. «Журналист – автор», за каждым письмом стоит человек, требующий к себе чуткого отношения. Не обидеть молчанием или отказом, вовремя тактично дать ответ, указывая на возможные шаги дальнейшего сотрудничества с редакцией.

При подготовке текста к публикации все, даже незначительные поправки следует согласовывать с авторами.

Грубым нарушением этических норм является «заавторство», когда журналист на основе сырых исходных данных предоставленных автором, практически пишет произведение за него.

5. «Журналист – редакционный коллектив», сохранение редакционных профессиональных тайн, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку, выполнение всего того, что необходимо редакции для её успешного функционирования. Разумеется, журналист не должен выступать без согласия с редакцией в других СМИ даже под псевдонимом.

6. «Журналист – коллеги». Строгое распределение обязанностей и соблюдение иерархических отношений между сотрудниками сочетается в журналистике с коллегиальностью и товарищеским взаимодействием. Этическими обязанностями является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельности. Чувство локтя, солидарность, взаимопомощь свойственны всему кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных проблемах.

При наличии жестких принципов этические нормы носят менее регламентируемый характер, а правила поведения журналиста определяется едва ли не для каждого конкретного случая. Это важно иметь ввиду, во-первых, чтобы журналисты могли отличать нормы этики от юридических норм и, во-вторых, чтобы они понимали, что этичность или неэтичность их поведения определяется на основе общих принципов в зависимости от той или иной ситуации, и в рамках достаточно широких. Это говорит о том, что журналист обязан обладать высокоразвитым моральным сознанием, знать и руководствоваться общепринятыми нормами этики. Этический анализ и самоанализ – обязательный, хотя и очень сложный, компонент журналистской практики.

Журналистская деятельность, в целом способна очень сильно влиять на общепринятые этические нормы, как положительно, так и отрицательно.

Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.

В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях, значит, мораль, и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.

Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, (если это действительно так) помогая нравственному просвещению общества.

Таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали.

При оценке явлений действительности журналисты – создатели текстов, исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество практически на протяжении всего своего существования; следовательно, в журналистике мораль рассматривается как профессиональный «измерительный» инструмент.

Многогранно связанная с общими этическими представлениями, журналистика оказывается задействованной в системе регулирования «общественного организма». Вместе с тем она включена в систему его управления.

Профессиональная журналистская этика не берется за разрешение социальных противоречий, но она способна находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и со своей аудиторией. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Чувство долга определяет ответственность журналиста перед обществом, а точнее – перед аудиторией, для удовлетворения потребностей которой и работает журналист.

В деятельности журналиста профессиональная этика отвечает не только за его поведение. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, определяет «благонамеренные» мотивы служения обществу, дает «ключ» к пониманию другого человека.

Поскольку в журналистике общественные контакты включены в саму суть профессиональной деятельности, то профессиональная этика постоянно побуждает журналиста к самооценке и определяет ее критерии.

Поговорим об этике журналиста

Как правильно изучать профессиональную этику журналиста — как свод корпоративных, благопристойно выглядящих заявлений о СМИ или как объективное проявление их сущности?

Разговор со студентами — будущими журналистами — о профессиональной этике, при всей «разработанности» в учебно-методической литературе этой темы, казалось бы, не должен вызывать никаких вопросов, а тем более сомнений. Ознакомление с международными, национальными и даже региональными документами, регулирующими эту важнейшую сторону деятельности журналиста, должно создавать уверенность полного благополучия в этом вопросе. Сопоставительный анализ кодексов журналистской и других профессий, деклараций об этике их профессиональной деятельности и подобных им документов позволяет студентам делать вывод: «Да это же просто перечисление нравственных основ воспитанного человека, независящих от характера его деятельности!». Задают вопрос: «А чем специфика профессиональной порядочности журналиста отличается от порядочности, например, инженера? Так, может быть, разработать этакий «типовой» этический кодекс гражданина РФ, вписав в него некую (объективную или надуманную) специфику этики профессии? Может быть, реанимировать что-то вроде «Морального кодекса строителя коммунизма»?

Уже после первой практики студенты недоумевают: «Есть кодекс декларируемый, а есть установка работодателя, владельца. И практическая этика в том, что надо делать то, за что платят». В результате вывод: «если есть в обществе общая культура — будет и профессиональная (в любой профессии) и культура, и этика. Разве адекватный человек (а журналист, тем более) не понимает, что тайно включать диктофон, не спросив разрешения у интервьюируемого, — это не порядочно?».

Одной из причин неопределённости с профессиональной этикой, на наш взгляд, является повсеместно бытующее определение журналистики: «общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации» (Большая Советская Энциклопедия).Но эта «деятельность» характерна для многих профессий. К слову, подразделения «медицинской статистики» любой поликлиники занимаются тем же. И информация у них социально весьма значима.

За тысячи лет никто не пытался дать иное определение окружности на плоскости. Историки науки утверждают, что оно восходит ещё к древним шумерам, геометрию которых Эвклид изучал по их источникам, попавшим позднее к египетским жрецам. В гуманитарных же науках сложнее. Гегель отмечал: «…чем богаче подлежащий определению предмет, то есть, чем больше различных сторон он предоставляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции». Это, видимо, относится и к журналистике. «Нельзя внести точность в рассуждение, если она сначала не введена в определение», — это уже заметил английский астроном Джон Гершель. Философия, которая частными задачами не занимается, требует наиболее общих определений, которые сохранялись бы долгое время. Дать такое определение журналистике трудно, поскольку в различные исторические периоды определение ее может меняться. В этом случае мы предлагаем такое определение журналистики: «исторически складывающийся институт общества, призванный удовлетворять его информационные потребности с целью совершенствования его социального устройства». Здесь мы не отказываемся от существующего в науке принципа фальсифицируемости — права выдвигаемого предложения быть опровергнутым в интересах истины. Мы беседуем на семинарах о том, что само определение журналистики должно отражать ее этические аспекты. Этический аспект в предлагаемом определении заключается в том, что мы говорим о совершенствовании социального устройства не отдельных групп общества, а всего общества. В противном случае мы бы усиливали процесс расслоения общества и появления сложных противоречий между отдельными его группами.

Из чего мы исходим в разговоре со студентами о профессиональной журналистской этике? Прежде всего из того, что журналистика — часть культуры этноса. Уже первые люди на Земле (в соответствии с принципом комплиментарности по Л.Н. Гумилёву) стали обмениваться значимой информацией, формируя основы взаимоотношений при этом обмене. Появилась культура, этика общения. Культура каждого этноса формировала будущую, именно ему присущую систему коммуникации. Исходя из этого, мы можем понять индивидуальность профессиональной этики современных, скажем, японских СМИ. И мы на семинарах обсуждаем, например, такие вопросы:

Особенности общей культуры и профессиональной журналистской этики в СМИ Японии и Англии;

Этнические корни культуры и профессиональной этики;

Этика — одна из первых проблем философии;

«Никомахова этика» только для Никомаха?;

Нравственный императив Канта и связь его со всеобщим — «звездным небом надо мной».

В ряде работ, касающихся профессиональной этики журналиста, синонимизируются понятия «нравственность» и «мораль». Мы считаем эти понятия принципиально разными. Нравственность — категория историческая, консервативная, реагирующая на изменяющиеся условия не всегда синхронно с ними. Нравственность выражает систему наиболее оптимальных и приемлемых для конкретного этноса и времени его развития форм общения. Характерная для России устойчивая нравственность «западные ценности» принимает не сразу. Да, это ценности, как замечал А.А. Зиновьев, но это чужие ценности. Они не хорошие и не плохие. Они — другие. И нравственность это «понимает». Нравственность — это «снизу», от наших корней. А мораль — это «сверху». Мораль может диаметрально поменяться в одночасье. Да и не только мораль, но и всё написанное и сказанное в соответствии с ней. Мораль — это, всё-таки, инструмент регулирования отношений государства с обществом. Государству (и это совершенно объективно) необходимо определённое в каждый исторический момент настроение и поведение общества (вспомним тот же «Моральный кодекс строителя коммунизма», призывы к знаменательным датам, лозунги и тому подобное). Если предписанная мораль не срабатывает, принимаются соответствующие законы (одним словом, «Жезлом правит, чтоб вправо шёл…»). Нужно сказать, что обсуждение этих и подобных им тем на семинарах (а иногда и на лекциях по мере появления вопросов и желания немедленно высказаться) вызывает не только теоретический, но и практический интерес у студентов.

Читайте также:  Центр оценки квалификации (ЦОК) – что это такое

Что делать — создавать некие «правильные» законы журналисткой этики или видеть в культуре этноса естественно продолжающие формироваться в новых исторических условиях, созвучные с историческими традициями нравственные устои, приемлемые для журналистской практики нашего времени? Где мы рассуждаем в унисон с объективными законами, а где начинаем, как говорится, «играть поперёк нот»? Ощущение объективности, созвучия с законами Природы должно всегда сопровождать рассуждения (а потом и практические действия) студентов.

В то время, когда наша современная журналистика переживает небывалый кризис, когда, как говорит Я.Н. Засурский, «…этических норм, как правило, для многих журналистов вообще не существует», возможно, и следует в рассуждениях о методологии преподавания журналистской этики исходить не из добрых рассуждений о том, как «должно быть», а из трезвых — о том, как оно есть на самом деле.

Если мы говорим о теории этики, то следует начинать с ее этнических корней, изучать свойственные ей в различные исторические периоды закономерности, ибо теория и есть отражение закономерностей, а основное свойство всякой теории — ее предсказательность. Мы должны уметь рассуждать со студентами о будущем журналистской профессиональной этики. В принципе, в точке бифуркации есть бесконечное множество вариантов развития. Нужно найти наиболее оптимальный. И у студентов бывает множество мнений по этому вопросу — от мрачного пессимизма до, у немногих, безудержного оптимизма.

Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Дата публикации: 15.02.2015

Статья просмотрена: 5163 раза

Библиографическое описание:

Долгина Е. С., Минязева Е. А. Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения [Текст] // Современная филология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 91-93. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7391/ (дата обращения: 17.01.2020).

Недоверие аудитории в последнее время направлено на журналистскую профессию. В то же время журналист и журналистика в целом являются неотъемлемой частью современного социума. Общественность обвиняет журналистов в предвзятом отношении при публикации материалов, о привязанности к той или иной политической партии, о коммерческой направленности публикационных материалов и т. д. Это все говорит о нарушениях профессионального кодекса чести представителей журналисткой профессии. Рассмотрим сущность журналистской этики и ее основные каноны.

Этика, как философское понятие, является наукой, которая рассматривает основные принципы морали в современном социуме [3, с. 237]. Относительно журналистской профессии, этика определяется стандартами журналистского профессионального поведения. Журналистская этика направлена на соединение нравственных принципов и ценностей со свободой выбора в публикационной деятельности. Нравственные конфликты, возникающие на данной почве, находят свое отражение в профессиональной морали. Из этого можно сделать вывод, что существует два понятия, относящиеся к этике в данной профессии: журналистская этика, которая направлена на выявление этических проблем при отборе материалов для публикаций, и этика в журналистике, которая направлена на выполнение требований декларации принципов профессионального поведения журналистов.

Журналистская этика направляет современных журналистов на принятие решений в нестандартных ситуациях, когда стоит выбор между увлекательностью материала и этической составляющей. Журналисты в публикационной деятельности должны ориентироваться на принципы этического кодекса. В то же время, журналистская этика дает индивидуальную свободу публицистам при написании журналистского произведения. Современный журналист сам выбирает манеру своего поведения: этичную или неэтичную. Следует определить составляющие этичной модели поведения представителей журналистской профессии.

Одним из важнейших принципов журналистской этики является правдивость преподносимой информации. Зачастую сотрудники редакций ради получения сенсации, увеличения рейтингов издания, повышения читательского интереса публикуют откровенную ложь и клевету [2, с. 27]. Так же журналист несет ответственность за способ получения информации. Журналистская этика предписывает получение информации честным путем, не злоупотребляя доверием источника информации [6, с. 2]. Исследователь Д. С. Авраамов считает, что правдивое изложение информации прямая обязанность журналиста. Представители журналистской профессии обязаны излагать факты, не нарушая подлинный смысл полученной информации, давая общественности правдивые и объективные данные [1, с. 240].

Журналист должен доносить до общественности только ту информацию, источник которой проверен и известен ему. Получение информации должно быть законным. При получении конфиденциальным путем информации, журналист обязан сохранять анонимность источника.

При использовании в написании журналистского произведения материалов скрытых видео- и аудиозаписей, журналист обязан проверять законность получения этой информации. Подобные материалы журналист вправе использовать в своих публикационных произведениях только в случаях, если: записи не нарушают права и свободы гражданина; существует необходимость защиты общественных интересов и приняты меры против идентификации посторонних лиц; демонстрация записи происходит по решению суда [2, с. 70].

Представители журналистской профессии обязаны уважать достоинство и честь объектов своего профессионального внимания. Журналисты не имеют права пренебрежительно относиться к взглядам общественности на расу, цвет кожи, национальность, социальный статус и прочее; употреблять оскорбительные выражения в адрес общественности; наносить моральный вред социуму словом; публиковать частную жизнь без разрешения объекта публикации [4, с. 205].

В журналистской этике существует понятие конфиденциальности. Журналистская этика предполагает неразглашение тайны источника информации, если такое условие поставлено. При проведении журналистских расследований редакция не имеет права публиковать сведения о лицах, не достигших совершеннолетнего возраста, без согласия на это родителей или попечителей [2, с. 70].

Журналистская этика подразумевает отказ от фальсификации добытых сведений. Журналист не имеет права распространять слухи под видом достоверной информации.

Таким образом, принципы поведения направлены на регламентирование нравственных и безнравственных поступков представителей журналистской профессии. Журналистам недопустимо публиковать информацию, в которых преследуется личная заинтересованность или открытая поддержка тех или иных политических взглядов. Журналист должен быть объективен в своих рассуждениях.

Принципы журналисткой этики должны реализовываться в следующих взаимоотношениях.

Во-первых, взаимоотношения с аудиторией. Журналист обязан ориентироваться на ценности, сферу интересов, взгляды общественности при создании журналистского произведения.

Во-вторых, взаимоотношения с источниками информации. В данном вопросе журналист взаимодействует в двух направлениях: открыто и скрыто. Если источник информации общедоступен и не имеет ничего против открытой публикации, то это открытая форма работы с источником информации. Так же при открытой форме работы с источником информации журналист обязан очерчивать круг проблем, о которых собирается писать. Скрытая работа с источником информации — это наблюдение за источником информации. Но здесь следует соблюдать права и законные интересы тех, за кем наблюдают. Источники информации в журналистской деятельности бывают индивидуальными, коллективными и документальными. Индивидуальным источником информации выступает любой член общества, имеющий ту или иную информацию, интересную общественности. К коллективному источнику информации можно отнести участников круглых столов, совещаний, конференций, деловых встреч и прочее. Данный источник информации ценен тем, что журналист на подобных встречах имеет возможность выслушать различные точки зрения на интересующую информацию. Документальный вид источника информации является самым надежным и проверенным. Документ является зафиксированными знаниями и доказательствами. Для использования документального источника информации, журналисту следует получить разрешение от автора или владельца документа [2, с. 38].

В-третьих, объект публикации. Представители журналистской профессии не имеют право выбирать в качестве персонажа своей публикации близких людей. В данном случае будет нарушен принцип объективности журналистского произведения. В редких случаях допускается публикация о близких и родных людях с разрешения редакционного совета и при наличии веских доводов в пользу публикации.

Объектом публикации должен быть реальный человек (за исключением художественно-публицистических жанров). При описании фактов следует руководствоваться принципом «не навреди».

В-четвертых, взаимоотношения журналиста с авторами. В прессе нередко присутствуют рубрики «Письмо в редакцию». При подобных взаимоотношениях следует согласовывать с авторами все изменения в их письмах для публикации. В «письмах в редакцию» по возможности должна оставаться стилистическая окраска и манера письма автора. Не следует переписывать за автора материал к публикации.

В-пятых, взаимоотношения с редакционным коллективом. Основополагающим принципом в подобных взаимоотношениях является сохранение профессиональных тайн. Культурой таких взаимоотношений выступает правило: журналист не имеет права печататься в других средствах массовой информации без согласования с редакционным коллективом.

В-шестых, взаимоотношения с коллегами. Главенствующим принципом здесь является соблюдение иерархии в трудовом коллективе. Корпоративная этика подразумевает ответственность журналиста перед коллективом за свои правомерные/неправомерные действия в получении информации. Журналист должен ощущать себя частью коллектива.

Таким образом, журналистская деятельность должна основываться на принципах в шести типах взаимоотношений. При соблюдении канонов журналистской этики профессия журналиста перестанет восприниматься социумом как профессия «проныр» и «желтухи».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что требования журналистской этики становятся канонами во взаимоотношениях между журналистом и аудиторией, коллегами, руководством, источником информации, автором и героем журналистского творчества. Взаимоотношения с аудиторией, источником информации и героем журналистского творчества связаны с действиями журналиста в социуме. Взаимоотношения с коллегами, редакцией связаны с профессиональной деятельностью и служебной этикой журналиста [2, с. 30].

Журналистская этика неразрывно связана с правовыми нормами. Нередко между ними обыватели не проводят четкие грани. Тем не менее правовые нормы регламентируются органами законодательной власти, в то время как журналистская этика регламентируется стандартами профессиональных сообществ [5, с. 209]. Таким образом, можно говорить, что правовые нормы являются внешними, а этические — внутренними.

Тем не менее, несомненное сходство в двух понятиях — этика и право — это наказание за нарушения канонов. С правовой стороны — это наказание с участием правоохранительных органов в соответствии с Законодательством Российской Федерации. Со стороны этики — это наказание в соответствии с инициативами профессиональной общественности.

Свобода массовой информации не должна подвергаться злоупотреблению. Разглашение тайны, сведений государственного значения, экстремистской направленности, пропаганде насилия, жестокости, порнографии не должны присутствовать в журналистских материалах.

1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

2. Ворошилов В. В. Право и этика в журналистике. Курс лекций. — СПБ.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.

3. Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М.,1997.

4. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2011.

5. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ.вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.

6. Хартия телерадиовещателей // Телевидение и радио. 6 мая 1998.

Похожие статьи

Значение и применение жанров в журналистике | Молодой ученый

Разнообразие журналистских материалов вызывает необходимость разделения их на жанры. «Под жанром мы понимаем художественную и публицистическую форму отражения в текстах средств массовой информации (СМИ) обобщенной и типизированной действительности» [2].

Анализ деятельности журналистов в современной блогосфере

В то же время журналистские блоги реализуют преимущественно информационную функцию. Таким образом, блоги — это альтернативный традиционным и новейшим электронным каналам источник получения информации и средство коммуникации общего.

Реклама и журналистика: общее и различное | Статья в журнале.

Журналистика является полисистемой СМИ, то есть, включены в многофункциональные общественные институты, такие, как интернет, печатная продукция, радио и телевидение. Можно говорить о том, что при изучении эффективности журналистской деятельности необходимо.

Особенности работы радиожурналиста | Статья в журнале.

. журналистская деятельность, журналистское творчество, звуковая мизансцена

Дрон-журналистика как метод сбора информации. Он верил, что в будущем БПЛА будут

В книге «Телеведущие и журналистские традиции: как журналисты адаптируются к.

Жанр журналистского расследования и его функционирование.

Журналистское расследование — жанр криминальной журналистики, основой которого является долговременное исследование

Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения. В то же время журналист и журналистика в целом являются неотъемлемой частью.

Читайте также:  Учет заработной платы на предприятии

Дрон-журналистика как метод сбора информации

Впервые термин “дрон-журналистика” активно начал использоваться средствами массовой информации благодаря американскому журналисту по имени Тим Пул.

Как и в случае c экшн-камерами, новая технология не влияет на жанровые рамки журналистских материалов.

Профессия главный редактор: взгляд профессионалов

главный редактор, редактор, журналистское творчество, редакционно-издательский процесс, продвижение издания, журналист, Хороший редактор, идейно-творческая концепция издания, область журналистики, взгляд.

Украинская медиакритика: демократический потенциал.

Медиакритика как одна из составляющих украинской массмедийной среды. Медиакритика (журналистская критика средств массовой информации) – сравнительно новое явление, стоящее на рубеже между теорией и практикой СМИ.

Бренд-журналистика — новое направление в маркетинге или.

При этом, с журналистикой этот метод связывал не только принципиальный подход, но и то, что создание информации о компании-бренде требовало профессиональных журналистских инструментов, навыков и стиля.

Журналистская этика

Вопросы, связанные с соблюдением профессиональной этики журналиста и применением её основных принципов, сейчас являются крайне актуальными. Служебная этика журналиста требует от работников в этой сфере соответствия крайне строгим требованиям, предусмотренным как международными нормативными документами, так и законодательством стран, в которых журналист ведет свою деятельность. А с учетом широкого охвата людей результатами деятельности специалистов этой профессии, ознакомиться с базовыми принципами и правилами журналистской этики будет полезно практически каждому человеку.

Журналистская этика — что это такое

Важность информации в современном обществе и ее влияние на все аспекты жизни человека трудно переоценить. Современная эпоха во многих научных работах называется информационной эрой — множество меняющих весь мир процессов происходят исключительно в информационном поле. И поэтому представители профессии журналиста сейчас являются крайне востребованными специалистами, способными влиять на тысячи и даже миллионы людей.

Именно от журналистов люди узнают новости. Именно на основании материалов, подготовленных журналистами, у людей формируется мнение о тех или иных событиях. И именно журналисты освещают все самые актуальные процессы во всех сферах жизни. Учитывая столь масштабный спектр возможного влияния журналистики на человеческое общество, специфику самой профессии и законодательные нормативы, можно понять, почему и зачем сформировалась профессиональная этика журналиста.

Но что это такое — журналистская этика? Так называется целый комплекс моральных и нравственных правил, принципов и норм, которым должен соответствовать каждый представитель профессии журналиста. При этом, что характерно, большая часть этических принципов не имеет формального правового регулирования, и является лишь общими нематериальными критериями соответствия самого журналиста его званию и статусу.

Как и другие виды профессиональной этики, журналистская этика формируется под воздействием двух основных сил. С одной стороны, на ее формирование влияют действующие непосредственно в обществе моральные, нравственные и этические нормы. С другой стороны — она формируется под воздействием непосредственно самого сообщества журналистов, с учетом всех особенностей, нюансов и специфики самой профессии. Именно поэтому понятие журналистской этики, хоть и регламентируется на международном уровне, на практике остается гибким и видоизменяющимся. Ведь как принципы общественной нравственности и морали могут постепенно изменяться, так и профессиональное сообщество журналистов может развиваться и находить новые пути развития.

Зачем нужна журналистская этика

Конечно, чтобы лучше понимать базовые принципы функционирования журналистской этики, необходимо осознавать, зачем в целом она нужна современному обществу и непосредственно самим представителям рассматриваемой профессии. Несмотря на то, что в разных странах мира действуют различные стандарты журналистики и имеются разные общие моральные и нравственные принципы, базовые задачи служебной этики журналиста практически всегда выглядят следующим образом:

  • Обеспечение доступа к правдивой информации. Одна из основополагающих задач журналистской этики — это формирование такого профессионального сообщества журналистов, которое было бы заинтересовано в наиболее полном, быстром и правдивом донесении информации до общества. И именно этика рассматривает важность этого аспекта ведения журналистской деятельности.
  • Регулирование конфликта интересов общества и журналистов. Большинство СМИ в целом и журналистов в частности заинтересованы в публикации контента, который будет привлекать читателей. Общество же заинтересовано в потреблении правдивого контента. При этом куда легче привлечь внимание читателей и зрителей эпатажным, и совершенно не обязательно правдивым репортажем, в то время как объективные и честные новости будут попросту неинтересны многим потребителям. Журналистская этика регламентирует в том числе и этот базовый конфликт общества и журналистики.
  • Создание положительного имиджа профессии журналиста. За счет существования определенных этических стандартов и стремления многих журналистов им соответствовать, в обществе создается положительный образ журналиста. Нарушение же принципов этики или их игнорирование ведет к ухудшению общественного отношения как к отдельным журналистам, так и к журналистике и СМИ в целом, с чем пытается бороться профессиональная этика.
  • Улучшение профессиональной коммуникации в среде журналистов. Нормативы журналистской этики также регулируют особенности взаимодействия журналистов друг с другом и порядок взаимного освещения тех или иных сведений, что обеспечивает здоровую конкуренцию и способствует общему развитию журналистского сообщества и средств массовой информации.
  • Способствование формированию единых стандартов информирования. Журналистская этика поощряет взаимодействие, стандартизацию и выработку общих, универсальных подходов, которые могли бы использоваться при освещении тех или иных событий.
  • Предотвращение манипуляций общественным мнением. Это одна из ключевых задач служебной этики журналиста — ведь возможные злоупотребления со стороны средств массовой информации неоднократно приводили к международным скандалам или даже общественным волнениям, которые в итоге могли привести к человеческим жертвам в огромных масштабах.
  • Обеспечение дополнительного ценза для потенциальных репортеров. Журналистская этика задает определенную высокую планку как по отношению личностных качеств, так и профессиональных навыков, которыми должен обладать настоящий журналист. Все это способствует более эффективному отбору кандидатов на должность журналиста, и, как следствие — к повышению качества всей журналистики в целом.

Базовые принципы профессиональной этики журналиста

Как уже упоминалось ранее, конкретные принципы ведения журналистской деятельности во многом зависят от того, каковы моральные и нравственные принципы и устои общества, в котором журналист или СМИ ведут свою деятельность. Так, этика современной российской журналистики во многом отличается от этики журналистики США или Китая. Однако, есть ряд базовых этических принципов, которые как минимум на словах разделяются большинством современных средств массовой информации и журналистов. Выглядят они следующим образом:

  • Объективность. Журналист в своей деятельности должен подавать информацию правдиво, честно и объективно, сообщая о фактических событиях и не допускать какого-либо искажения фактов или предоставления непроверенной информации, не соответствующей действительности.
  • Право на информацию. Журналистика должна обеспечивать равный доступ всех людей к информации, быть свободной и доступной для каждого, а не являться закрытой или не предоставляющей возможности репрезентации определенным группам населения.
  • Социальная ответственность. Каждый журналист должен осознавать, что предоставляемая им информация может повлиять на действия людей, их взгляды и развитие общества в целом, и не должен допускать заявлений, которые смогли бы нанести кому-то неоправданный и значительный вред.
  • Независимость. Согласно этому принципу, журналистика должна быть независимой и работать в интересах всего общества в целом, а не определенных конкретных лиц или социальных групп, продвигая необходимую им информацию. В том числе в качестве базового принципа журналистики декларируется ее независимость и от государства.
  • Уважение к частной жизни. Деятельность журналиста не должна затрагивать вопросы частной и личной жизни людей и вовлекать их в репортажи без их желания или как минимум информирования о материалах.
  • Равенство и справедливость. Журналисты не должны допускать какой-либо дискриминации в своей работе и не имеют права подавать информацию так, чтобы она способствовала усилению или одобрению дискриминации.

Законодательство, регулирующее служебную этику журналиста

Как уже упоминалось ранее, существует значительное количество международных нормативов, направленных на формирование и поддержание определенных принципов журналистской этики. В частности, международными документами мирового уровня, регламентирующими журналистскую деятельность, можно назвать:

  • Всеобщую декларацию прав человека.
  • Пакт о гражданских и политических правах.
  • Европейскую конвенцию о защите прав и свобод.
  • Акт ЮНЕСКО об основных принципах вклада СМИ в укрепление мира.
  • Международный кодекс журналистской этики, принятый в Праге в 1983 году.

Кроме международных нормативов, во многих странах действуют свои журналистские кодексы этики, регулирующие деятельность СМИ на их территории. При этом такие кодексы могут учитывать особенности социально-культурного развития страны, общественной нравственности и морали в них. Например, в арабских странах уважение к исламу является неотъемлемой чертой профессиональной этики каждого журналиста.

Более того — дополнительные этические нормы могут устанавливаться также на уровне каждого отдельного средства массовой информации в его нормативных документах и актах. В таком случае, журналисту необходимо также следовать и их положениям, чтобы полностью соответствовать своей занимаемой должности и не подвергаться дисциплинарным взысканиям со стороны работодателя.

Наиболее распространенные нарушения журналистской этики и их последствия

К сожалению, в современном мире все чаще информация становится инструментом пропаганды и фактически оружием в руках тех или иных государств, политических сил или даже корпораций. Поэтому уже неоднократно в обществе поднимаются вопросы необходимости регламентирования журналистской этики в новом формате. При этом взгляды на журналистское общество и его этику декларируются во многих случаях прямо противоположные. Например, определённая часть журналистов считает, что журналистика должна служить в первую очередь интересам государства и его граждан, а объективность является лишним критерием, злоупотребление которым может лишь навредить.

В то же время другие страны, компании и корпорации устанавливают дополнительные требования к журналистике. Например, в социальной сети Facebook регулярно внедряются новые алгоритмы, способствующие поиску дезинформации и опровержения ложных сведений, встречающихся в современной журналистике все чаще.

И если значительная часть нарушений журналистской этики сейчас связана с чьими-то корыстными интересами и лоббированием их путем использования средств массовой информации, не меньшее количество неэтичных методов подачи материала применяется сугубо самими журналистами в погоне за потребителями. Это — так называемая «желтая пресса», которая оперирует манипулятивными заголовками, привлекающими внимание, оперирует неправдивыми фактами, с целью вызвать эмоции у читателя и в целом не предоставляет никаких реально проверяемых и полезных данных.

Поговорим об этике журналиста

Как правильно изучать профессиональную этику журналиста — как свод корпоративных, благопристойно выглядящих заявлений о СМИ или как объективное проявление их сущности?

Разговор со студентами — будущими журналистами — о профессиональной этике, при всей «разработанности» в учебно-методической литературе этой темы, казалось бы, не должен вызывать никаких вопросов, а тем более сомнений. Ознакомление с международными, национальными и даже региональными документами, регулирующими эту важнейшую сторону деятельности журналиста, должно создавать уверенность полного благополучия в этом вопросе. Сопоставительный анализ кодексов журналистской и других профессий, деклараций об этике их профессиональной деятельности и подобных им документов позволяет студентам делать вывод: «Да это же просто перечисление нравственных основ воспитанного человека, независящих от характера его деятельности!». Задают вопрос: «А чем специфика профессиональной порядочности журналиста отличается от порядочности, например, инженера? Так, может быть, разработать этакий «типовой» этический кодекс гражданина РФ, вписав в него некую (объективную или надуманную) специфику этики профессии? Может быть, реанимировать что-то вроде «Морального кодекса строителя коммунизма»?

Уже после первой практики студенты недоумевают: «Есть кодекс декларируемый, а есть установка работодателя, владельца. И практическая этика в том, что надо делать то, за что платят». В результате вывод: «если есть в обществе общая культура — будет и профессиональная (в любой профессии) и культура, и этика. Разве адекватный человек (а журналист, тем более) не понимает, что тайно включать диктофон, не спросив разрешения у интервьюируемого, — это не порядочно?».

Одной из причин неопределённости с профессиональной этикой, на наш взгляд, является повсеместно бытующее определение журналистики: «общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации» (Большая Советская Энциклопедия).Но эта «деятельность» характерна для многих профессий. К слову, подразделения «медицинской статистики» любой поликлиники занимаются тем же. И информация у них социально весьма значима.

За тысячи лет никто не пытался дать иное определение окружности на плоскости. Историки науки утверждают, что оно восходит ещё к древним шумерам, геометрию которых Эвклид изучал по их источникам, попавшим позднее к египетским жрецам. В гуманитарных же науках сложнее. Гегель отмечал: «…чем богаче подлежащий определению предмет, то есть, чем больше различных сторон он предоставляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции». Это, видимо, относится и к журналистике. «Нельзя внести точность в рассуждение, если она сначала не введена в определение», — это уже заметил английский астроном Джон Гершель. Философия, которая частными задачами не занимается, требует наиболее общих определений, которые сохранялись бы долгое время. Дать такое определение журналистике трудно, поскольку в различные исторические периоды определение ее может меняться. В этом случае мы предлагаем такое определение журналистики: «исторически складывающийся институт общества, призванный удовлетворять его информационные потребности с целью совершенствования его социального устройства». Здесь мы не отказываемся от существующего в науке принципа фальсифицируемости — права выдвигаемого предложения быть опровергнутым в интересах истины. Мы беседуем на семинарах о том, что само определение журналистики должно отражать ее этические аспекты. Этический аспект в предлагаемом определении заключается в том, что мы говорим о совершенствовании социального устройства не отдельных групп общества, а всего общества. В противном случае мы бы усиливали процесс расслоения общества и появления сложных противоречий между отдельными его группами.

Читайте также:  Выходное пособие при сокращении

Из чего мы исходим в разговоре со студентами о профессиональной журналистской этике? Прежде всего из того, что журналистика — часть культуры этноса. Уже первые люди на Земле (в соответствии с принципом комплиментарности по Л.Н. Гумилёву) стали обмениваться значимой информацией, формируя основы взаимоотношений при этом обмене. Появилась культура, этика общения. Культура каждого этноса формировала будущую, именно ему присущую систему коммуникации. Исходя из этого, мы можем понять индивидуальность профессиональной этики современных, скажем, японских СМИ. И мы на семинарах обсуждаем, например, такие вопросы:

Особенности общей культуры и профессиональной журналистской этики в СМИ Японии и Англии;

Этнические корни культуры и профессиональной этики;

Этика — одна из первых проблем философии;

«Никомахова этика» только для Никомаха?;

Нравственный императив Канта и связь его со всеобщим — «звездным небом надо мной».

В ряде работ, касающихся профессиональной этики журналиста, синонимизируются понятия «нравственность» и «мораль». Мы считаем эти понятия принципиально разными. Нравственность — категория историческая, консервативная, реагирующая на изменяющиеся условия не всегда синхронно с ними. Нравственность выражает систему наиболее оптимальных и приемлемых для конкретного этноса и времени его развития форм общения. Характерная для России устойчивая нравственность «западные ценности» принимает не сразу. Да, это ценности, как замечал А.А. Зиновьев, но это чужие ценности. Они не хорошие и не плохие. Они — другие. И нравственность это «понимает». Нравственность — это «снизу», от наших корней. А мораль — это «сверху». Мораль может диаметрально поменяться в одночасье. Да и не только мораль, но и всё написанное и сказанное в соответствии с ней. Мораль — это, всё-таки, инструмент регулирования отношений государства с обществом. Государству (и это совершенно объективно) необходимо определённое в каждый исторический момент настроение и поведение общества (вспомним тот же «Моральный кодекс строителя коммунизма», призывы к знаменательным датам, лозунги и тому подобное). Если предписанная мораль не срабатывает, принимаются соответствующие законы (одним словом, «Жезлом правит, чтоб вправо шёл…»). Нужно сказать, что обсуждение этих и подобных им тем на семинарах (а иногда и на лекциях по мере появления вопросов и желания немедленно высказаться) вызывает не только теоретический, но и практический интерес у студентов.

Что делать — создавать некие «правильные» законы журналисткой этики или видеть в культуре этноса естественно продолжающие формироваться в новых исторических условиях, созвучные с историческими традициями нравственные устои, приемлемые для журналистской практики нашего времени? Где мы рассуждаем в унисон с объективными законами, а где начинаем, как говорится, «играть поперёк нот»? Ощущение объективности, созвучия с законами Природы должно всегда сопровождать рассуждения (а потом и практические действия) студентов.

В то время, когда наша современная журналистика переживает небывалый кризис, когда, как говорит Я.Н. Засурский, «…этических норм, как правило, для многих журналистов вообще не существует», возможно, и следует в рассуждениях о методологии преподавания журналистской этики исходить не из добрых рассуждений о том, как «должно быть», а из трезвых — о том, как оно есть на самом деле.

Если мы говорим о теории этики, то следует начинать с ее этнических корней, изучать свойственные ей в различные исторические периоды закономерности, ибо теория и есть отражение закономерностей, а основное свойство всякой теории — ее предсказательность. Мы должны уметь рассуждать со студентами о будущем журналистской профессиональной этики. В принципе, в точке бифуркации есть бесконечное множество вариантов развития. Нужно найти наиболее оптимальный. И у студентов бывает множество мнений по этому вопросу — от мрачного пессимизма до, у немногих, безудержного оптимизма.

Введение

Правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, его общественный долг называются моралью.

Профессиональной моралью является модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.

Выбор темы публикаций, отбор фактов, оценка поведения героев этих публикаций, при этом обязательно проявляется моральное отношение журналиста к тому, о чем он повествует. Все содержимое его работы, от начала до конца предстает как нравственная по характеру деятельность.

В курсе теории журналистики представлены определённые этические (нравственные) нормы, которые являться «ориентиром» для практической журналистской деятельности. Обязанность журналиста за соблюдение этических норм можно рассмотреть структурно, по принципу «трехэтажного дома». На верхнем этаже – профессиональный долг, ответственность, честь и достоинство. Второй этаж занимает производно-этические принципы, в которых отражены требование к поведению журналиста. На нижнем этаже находятся запреты или побуждения, регламентирующие поведения журналиста, т.е. профессионально-этические нормы. Соответственно, проблема нарушения этических норм журналистики кроется, образно говоря, в разрушении этого «дома», проявлением вопиющей некомпетентности журналиста.

«Профессиональная этика журналиста»

Суть профессиональной этики – научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами. Так наряду с «общей» этикой возникает врачебная, юридическая, журналистская и прочая этика.

Профессий, при которых нравственные (этические) нормы входят в саму суть профессиональной деятельности, не так немного. В работе такого рода моральный выбор становится для специалиста сопутствующим во всём. Одной из таких профессий является журналистика.

Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле.

В профессиональной этике складывается некий свод принципов, правел достойного поведения и запретов, фиксируемых либо в «неписанных», либо в разработанных журналистскими организациями «писанных» кодексах чести. Контроль за соблюдением этических норм ведётся, как «изнутри», так и «извне». «Изнутри» – это совесть журналиста, (если она есть) которая в зависимости от характера поведения или заставляет его переживать стыд, самоосуждение, или напротив, вызывает гордость. «Извне» действуют журналистские организации или «суды чести». Существует и общественный контроль за соблюдением журналистами этических принципов.

Грубые и неоднократные, а главное сознательные нарушения норм журналистской этики ставят нарушителя вне рядов профессиональной журналистской деятельности.

Общепринятыми этическими нормами журналистики принято считать:

соблюдение точности фактов, при этом исправление ошибочных сообщений,

выступления против искажения и умалчивания фактов; отстаивание свободы точек зрения; получение информации только честным (законным) путём;

запрет вторгаться в частную жизнь; сохранение конфиденциальности источников информации; запрет брать или давать взятки; запрет на использование информации журналистом в личных (корыстных) целях;

выступления против дискриминации по национальным, религиозным, классовым и другим признакам.

Эти и другие этические принципы положены в основу «Международных принципов профессиональной журналистской этики», которую определили, в 1980-1983 годах представители международных журналистских организаций. С их учётом каждая журналистская организация, будь то национальная, либо региональная, разрабатывает свои этические «кодексы». В 1994 году разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Общие этические принципы находят конкретное воплощение и становятся практическими правилами в тех ситуациях, которые обыденны для практической журналистской деятельности, в ряду следующих отношений:

1. «Журналист – аудитория», отчетливо проявляется морально-этический уровень сознания и поведения журналиста. Это нравственная обязанность, ясно представляя себе, свою аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному удовлетворению её интересов в сфере информации.

2. «Журналист – источник информации», контакты журналиста со своим источником информации могут носить открытый характер, обязывающий журналиста представится тем лицам, с которыми он вступает в деловой контакт, ознакомляя их с кругом интересующих его вопросов. Скрытый характер получения информации допустим, только при соблюдении прав и законных интересов тех, кто становится объектом наблюдения.

3. «Журналист – персонаж, его произведения», недопустимо в качестве персонажей выбирать родных и близких. Требуются веские причины, чтобы в качестве персонажа выбрать такого человека. При этом в публикации следует объяснить такое решение.

Приводя достоверные факты о реальном человеке, журналист (в отличие от писателя) обязан тщательно взвесить, что и как сообщить о герое, чтобы не нарушить известное правило «прежде всего, не навреди».

4. «Журналист – автор», за каждым письмом стоит человек, требующий к себе чуткого отношения. Не обидеть молчанием или отказом, вовремя тактично дать ответ, указывая на возможные шаги дальнейшего сотрудничества с редакцией.

При подготовке текста к публикации все, даже незначительные поправки следует согласовывать с авторами.

Грубым нарушением этических норм является «заавторство», когда журналист на основе сырых исходных данных предоставленных автором, практически пишет произведение за него.

5. «Журналист – редакционный коллектив», сохранение редакционных профессиональных тайн, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку, выполнение всего того, что необходимо редакции для её успешного функционирования. Разумеется, журналист не должен выступать без согласия с редакцией в других СМИ даже под псевдонимом.

6. «Журналист – коллеги». Строгое распределение обязанностей и соблюдение иерархических отношений между сотрудниками сочетается в журналистике с коллегиальностью и товарищеским взаимодействием. Этическими обязанностями является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельности. Чувство локтя, солидарность, взаимопомощь свойственны всему кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных проблемах.

При наличии жестких принципов этические нормы носят менее регламентируемый характер, а правила поведения журналиста определяется едва ли не для каждого конкретного случая. Это важно иметь ввиду, во-первых, чтобы журналисты могли отличать нормы этики от юридических норм и, во-вторых, чтобы они понимали, что этичность или неэтичность их поведения определяется на основе общих принципов в зависимости от той или иной ситуации, и в рамках достаточно широких. Это говорит о том, что журналист обязан обладать высокоразвитым моральным сознанием, знать и руководствоваться общепринятыми нормами этики. Этический анализ и самоанализ – обязательный, хотя и очень сложный, компонент журналистской практики.

Журналистская деятельность, в целом способна очень сильно влиять на общепринятые этические нормы, как положительно, так и отрицательно.

Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.

В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях, значит, мораль, и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.

Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, (если это действительно так) помогая нравственному просвещению общества.

Таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали.

При оценке явлений действительности журналисты – создатели текстов, исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество практически на протяжении всего своего существования; следовательно, в журналистике мораль рассматривается как профессиональный «измерительный» инструмент.

Многогранно связанная с общими этическими представлениями, журналистика оказывается задействованной в системе регулирования «общественного организма». Вместе с тем она включена в систему его управления.

Профессиональная журналистская этика не берется за разрешение социальных противоречий, но она способна находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и со своей аудиторией. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Чувство долга определяет ответственность журналиста перед обществом, а точнее – перед аудиторией, для удовлетворения потребностей которой и работает журналист.

В деятельности журналиста профессиональная этика отвечает не только за его поведение. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, определяет «благонамеренные» мотивы служения обществу, дает «ключ» к пониманию другого человека.

Поскольку в журналистике общественные контакты включены в саму суть профессиональной деятельности, то профессиональная этика постоянно побуждает журналиста к самооценке и определяет ее критерии.

Ссылка на основную публикацию