Метод синектики – что это такое

Синектика – что это такое

Синектика – это метод решения различных творческих и прикладных задач в рамках ведения бизнеса и иной деятельности, созданный Уильямом Гордоном. Метод синектики может обеспечить поиск эффективных решений даже потенциально неразрешимых на первый взгляд задач, однако требует достаточно серьезной подготовки. Синектика имеет множество примеров успешного применения, но, как и любая другая методика, не является универсальной и имеет характерные преимущества и недостатки.

Метод синектики Уильяма Гордона

Уильям Гордон – создатель метода синектики, американский психолог и изобретатель, активно рассматривавший вопросы поиска новых идей и решений в рамках экономической и творческой деятельности. Метод синектики был разработан им в процессе поиска возможных улучшений, для уже популярного на середину XX века метода мозгового штурма. Процесс тестирования метода и окончательного его оформления в качестве полноценной доктрины развития занял у автора десять лет. Данный метод был описан в одноименной книге Уильяма Гордона, который также создал отдельную компанию Synectic Inc. для оказания консалтинговых услуг и продвижения своего изобретения.

Особенностью синектики, как методики поиска решений и её основным отличием от мозгового штурма является значительная научная база, на которой основан этот метод. Он прямо выведен из достижений психологической науки и подразумевает наиболее эффективное использование потенциала участников, которые именуются в данном случае синектиками. Так, к характерным особенностям методики и отличиям синектики от мозгового штурма можно отнести следующие её основополагающие принципы:

  • Теория синектики считает, что как индивидуальное, так и коллективное мышление дают одинаковые результаты, то есть – от увеличения количества участников их общая продуктивность не будет возрастать в геометрической прогрессии, как это предусматривалось в методе мозгового штурма.
  • Синектика предполагает, что творческое и аналитическое мышление происходит по одним и тем же алгоритмам, а значит – эти методы не следует противопоставлять.
  • Процесс создания чего-то нового и придумывания новых идей может и должен быть описан, имеет свои определенные черты, а способности в данном аспекте деятельности могут и должны развиваться.
  • В отличие от мозгового штурма, синектика приветствует критику в рамках разработки решения, так как она позволяет наиболее рационально использовать время и ресурсы работников.

Таким образом, синектика позиционирует себя, как более научный метод, в сравнении с многими другими популярными практиками и методиками поиска решений. Она не опирается сугубо на креативность и хаотичность творческого мышления, вместо этого стремясь к упорядочиванию и строгому анализу возникающих аналогий и идей.

Этапы синектического решения

Более подробно понять принципы, на которых базируется синектика и практические методы их реализации можно, проанализировав пошаговую программу поиска решений в рамках этого процесса. Так, в классическом виде, этапы синектики выглядят следующим образом:

  1. Подготовка. Прежде, чем начинать использовать синектический метод, следует отобрать группу участников. Их оптимальное число – 4-8 человек, причем половина из них должна представлять собой профильных специалистов в различных областях, знания которых могут потребоваться для решения. Другая же половина должна состоять из работников отдела, который будет использовать внедренное решение и нуждается в нём, так как они лучше всего понимают проблематику практических аспектов деятельности. Необходимо выделить участникам помещение, обеспечить наличие записывающей аппаратуры и весь дополнительный инструментарий – доску с маркерами, столы, стулья, канцтовары.
  2. Рассмотрение проблемы в чистом виде. На первичном этапе, проблема сама по себе должна быть известна только руководителю группы. Именно он и презентует её, без каких-либо технических деталей и в самом общем виде. Предварительное обсуждение проблемы, подготовка к синектике не даст возможности абстрагироваться от стандартных и привычных решений.
  3. Разделение проблемы. После ознакомления с проблемой, участники разделяют общую задачу на несколько менее важных, и каждая из них впоследствии рассматривается по очереди. После этого, выбранная проблема рассматривается и анализируется более конкретно и всесторонне. Участники должны изложить своё видение проблемы с учетом личных профессиональных умений.
  4. Применение аналогий. Это – основной этап синектики, на котором к задаче применяется главная характерная часть данного метода в виде различных аналогий. При этом данная стадия включает в себя несколько этапов:
    • Подбор аналогий. Участники подбирают различные аналогии к рассматриваемой задаче.
    • Создание из знакомого – незнакомого. Участники сознательно абстрагируются от имеющихся у них знаний о проблеме, пытаясь взглянуть на неё с нетрадиционных ракурсов.
    • Обсуждение аналогий. На данном этапе все участники активно обсуждают найденные ранее аналогии и пути решения проблематики в рамках этих аналогий.
    • Объединение с проблемой. Найденные решения для выбранной аналогии переносятся непосредственно на рассматриваемую проблему и адаптируются для её разрешения.
  5. Принятие решения и его внедрение. Это – заключительный этап синектики, который предполагает интеграцию принятого решения, проведение непосредственных научных и технических изысканий, стороннюю экспертную оценку самого решения, а также последующий после его внедрения анализ. На основании анализа также оценивается и деятельность всей синектической группы.

Виды аналогий в синектике

С точки зрения синектики – основной ключ к решению большинства возможных задач – это создание точных аналогий, которые дают возможность задействовать различные точки сознания и подсознания и активизировать мыслительные процессы на всех уровнях. За счет столь глубокого психологического подхода обеспечивается крайне эффективный поиск возможных решений. Всего синектика предполагает использование в обязательном порядке четырех видов аналогий:

  • Прямая. Это – наиболее простой вид аналогии, применяемой в синектике. Под прямой аналогией подразумевается поиск объектов, сходных технически или природно с рассматриваемым решением. Так, например, для совершенствования лётных характеристик самолёта могут браться в качестве примера иные летательные аппараты или особенности поведения и полёта птиц и насекомых. При поиске этих аналогий работает преимущественно аналитическое мышление.
  • Символическая. Под этой категорией аналогий подразумевается поиск метафор, сравнений и аллегорий, которые никак не могут с физической точки зрения быть применены к рассматриваемому объекту в качестве решения. Пример подобных аналогий легче всего найти в устойчивых словосочетаниях формата: «стальной характер», «острая проблема», «неподъемная задача». Характер никогда не делается из металла, проблема не может ничего порезать, а задачу – нельзя поднять, но люди используют подобные аналогии для описания самых разнообразных явлений. В данном случае, основная работа проводится на уровне творческого мыслительного процесса.
  • Личная. В рамках создания личных аналогий, каждый из участников процесса синектики должен отождествить себя лично и свой организм с конкретной проблемой или объектом, для которого необходимо найти решение – и изобразить, как бы он видел данное решение с точки зрения своего тела. Это – достаточно сложная методика, которая при этом задействует лимбическую систему человека в ходе мышления, что даёт возможность оттолкнуться от стандартных методов аналитического поиска решений.
  • Фантастическая. К фантастическим аналогиям следует отнести помещение проблемы в абсолютно нереальное окружение. Подобный этап поиска решения позволяет полностью избавиться от привязки к объективной реальности, что даст возможность задействовать механизмы подсознания, а не сознательного мышления.

Необходимо отметить, что в рамках синектики все виды вышеозначенных аналогий при поиске решения должны задействоваться в обязательном порядке. Однако к конечному решению может привести лишь одна из проведенных аналогий – неэффективные варианты, которые в ходе обсуждения не дают возможности обеспечить нахождение решения, следует отбросить.

Преимущества и недостатки синектики

Как метод решения различных вопросов – организационных, научных, технических или творческих, синектика является достаточно универсальной, что позволяет применять её в большинстве сфер деятельности. К достоинствам такого метода можно отнести следующие его особенности:

  • Высокая результативность. При правильном подходе к организации синектической группы, результативность её деятельности оказывается на порядок выше, чем при применении большинства иных методик поиска решений.
  • Максимальная эффективность процесса поиска решения. За счёт совмещения всех видов мыслительных процессов в рамках синектики, потенциал каждого из участников реализуется наиболее полно, чем не могут похвастаться как стандартные аналитические методы, так и творческие.
  • Развитие коллектива. Эффективная группа синектиков, работающая в рамках компании, может решать огромный спектр задач, а каждое успешное решение повышает опыт участников и дает возможность ускорить развитие компании в целом. Кроме этого, практика синектики обеспечивает сплочение коллектива и повышение их лояльности к компании.
  • Снижение посторонних затрат и случайных факторов. Одним из недостатков метода мозгового штурма можно назвать большое количество абсолютно лишних затрат времени – подавляющее большинство высказываемых решений не применяется. В рамках синектики же допускается и приветствуется критика, а мыслительный процесс практически полностью посвящен поиску и обработке возможных реальных решений, а не бессмысленному перебору возможных теоретических вариантов, в том числе и априори абсурдных.

Однако синектика имеет и ряд значительных недостатков, именно за счет которых данная методика применяется достаточно ограниченно, особенно на постсоветском пространстве. К минусам синектики можно отнести следующие её особенности:

  • Длительность обучения. Для того, чтобы методика могла реализовываться наиболее эффективно, все участники должны пройти специфическое обучение. Сейчас есть достаточное количество как теоретической литературы, так и практических семинаров, видеороликов и методик обучения методу синектики, однако в любом случае процесс подготовки займет длительное время.
  • Жесткие требования к участникам. Для синектики необходима группа из высококвалифицированных работников с различными специализациями. При этом каждый из участников должен быть достаточно хорошо мотивирован на поиск решения, быть лояльным к компании и иметь желание и личную инициативу в процессе синектики.
  • Отрыв от производства. Группа синектиков вынуждена отрываться от производства для поиска решений, а также обучения. При этом так как в неё должны входить разнопрофильные специалисты, а не только работники сферы инновационного менеджмента, это обязательно скажется на общей эффективности труда коллектива.

Пример применения синектики для поиска решения

В качестве практического примера использования синектики, лучше всего подойдёт ситуация реального применения метода его непосредственным создателем – Уильямом Гордоном. Интересной особенностью этого примера является реальная всемирная известность изобретения с достаточно полноценным описанием процесса поиска решений. Так, автор методики был привлечен компанией Kellogg для разработки решения на тот момент, казалось бы, абсолютно неразрешимой проблемы.

Перед Уильямом Гордоном встала задача разработать способ рационального размещения картофельных чипсов в упаковке так, чтобы воздух занимал минимальную часть пространства, и, в то же самое время, сами чипсы и их форма не страдали бы от найденного решения. Так, в рамках процесса поиска аналогий, было придумано сравнение чипсов с осенней листвой, собираемой в мусорные пакеты. Сухие листья занимали куда больше пространства, в сравнении с влажными.

Так, используя эту аналогию, была рассмотрена принципиально новая возможность изготовления чипсов путём увлажнения картофельной муки с последующим созданием идеальной формы чипсов, вместо простой тонкой нарезки картофеля. Именно благодаря этому решению возникли всемирно известные чипсы Pringles, которые сейчас можно найти на полках супермаркетов практически во всём мире.

Метод синектики: примеры, преимущества и недостатки

Синектика — это метод сочетания разноплановых, нередко совершенно несовместимых элементов при постановке задачи и поиске решений. Были ли в вашей жизни случаи, когда решение задач заходило в тупик? Рассмотрены десятки вариантов, а процесс так и стоит на месте? В таких случаях метод синектики — отличный выбор. Он позволяет увидеть ситуацию с другой стороны. Применение этой техники поможет найти неожиданное, возможно, непонятное или абсурдное решение. Но какая разница, как оно выглядит, если проблема решена?

Когда и как появился метод

Метод синектики появился в середине прошлого столетия. Тогда изобретатель и исследователь мышления Уильям Гордон и его коллега Джордж Принс сделали открытие. Они выяснили, что групповое и индивидуальное творчество похожи. Это стало толчком к созданию в 1952 году исследовательской группы (Кембридж). Она занималась изучением и усовершенствованием интересного метода под названием синектика. Это слово отображает его суть. В переводе с греческого оно обозначает соединение нескольких разнородных элементов.

Примером эффективности синектического штурма называют сотрудничество Гордона с компанией Kellogg — производителем чипсов Pringles. Возникла проблема с упаковкой. Нужно сделать ее компактной и удобной. Но как? Используя метод синектики, Гордон сравнил чипсы в упаковке с собранными в пакеты опавшими листьями. Сухие занимают больший объем, чем влажные. Последние эластичнее и мягче, благодаря чему компактнее укладываются в пакеты и мешки. По мнению изобретателя, так стоит поступить и с чипсами. Он предложил смачивать картофельную муку, используемую для их изготовления. Результат налицо.

В начале 60-х годов Уильям Гордон издал книгу «Синектика: развитие творческого воображения». А чуть позже основал компанию Synectics Inc, специализирующуюся на обучении креативному мышлению.

Как работает метод синектики

Как сказано выше, суть метода синектики заключается в поиске аналогий. Они бывают 4 видов:

  1. Прямые. Это похожие черты объектов, используемые при решении одинаковых задач. Сюда относится схожесть природных данных или технических характеристик. Представьте, что перед вами стоит задание усовершенствовать процесс покраски мебели. Но вы не знаете, как лучше это сделать. Проведите аналогию с окрашиванием других предметов. Пусть это будет, к примеру, бумага. Или же задумайтесь об окраске цветов и животных.
  2. Символические. В обычных вещах нужно видеть метафоры и парадоксы. Здесь синектика предлагает посмотреть на привычное с необычного ракурса. Аналогия такого типа часто используется в искусстве. Нередко появляется она и в повседневной жизни. Взять хотя бы знакомые всем фразы «живой мертвец» или «без вины виноватый».
  3. Личные. Попробуйте отождествить себя с изучаемым явлением или объектом. Наденьте на себя его функции и характеристики. Это поможет изменить взгляд на вещи. Поначалу такие аналогии покажутся нелепыми и даже бессмысленными. Однако это возможность увидеть новые грани, стороны предмета. Такая аналогия требует богатой фантазии и развитого воображения.
  4. Фантастические. В случае с этой аналогией можно проявлять всю фантазию. Представьте объект в самых фантастических или даже нереальных условиях. Пусть он будет свободен от физических законов. Побудьте писателем-фантастом. Возможно, в этот момент вы увидите, как решить проблему без привязки к существующей реальности.

Используя перечисленные аналогии, вы задействуете все типы мышления. Благодаря этому увидите полную картину происходящего.

Этапы синектического решения

Поиск новых идей методом синектики проводится в 8 этапов. Каждый из них подробно объясняется в книге Уильяма Гордона.

  1. Для начала выделяют проблему. Ее не знает никто из участников. Информация доступна только руководителю. Она не разглашается не случайно. Если человек знает все заранее, ему сложно переключиться с привычного способа решения задач на творческий, креативный. Проблема освещается в общем виде.
  2. На 2 этапе проблему делят на части. Самые сложные разделяются на мелкие.
  3. Участники группы изучают вопрос, анализируют детали, делают выводы. Для этого они используют полученную ранее информацию.
  4. Теперь пришло время подбора аналогий и метафор. В синектике это способ понять суть проблемы, рассмотреть ее изнутри.
  5. Следующий этап – изучение проблемы с необычного ракурса.
  6. Участникам предстоит рассказать, как они поняли ситуацию. Здесь вновь в игру вступают аналогии.
  7. Самую подходящую аналогию отождествляют с поставленной задачей. В результате снимаются любые ограничения, раздвигаются рамки.
  8. Этот этап предполагает поиск решений. Участникам группы нужно найти подходящий вариант, высказать идеи по поводу него. После решение проецируется на проблему.
Читайте также:  Северная надбавка – как начисляется, надбавка до 30 лет, районный коэффициент

На последнем этапе работают эксперты. Они оценивают и анализируют проделанную работу. А после думают, как применить найденные решения на практике.

Пример применения синектики для поиска решений

Один из примеров приведен выше. Создатель методики воплотил ее в жизнь, работая с компанией, производящей чипсы «Pringles».

Есть и другой пример. Представьте литейный завод. На одном из этапов производства происходит пескоструйная очистка готовых изделий. Проблема в том, что песок попадает в полости деталей. На его удаление тратится много времени. К тому же, это дополнительные расходы. Инженеры искали способ сделать так, чтобы песчинки очищали металл, но при этом не оставались в изделии.

Преимущества и недостатки синектики

Метод синектики, который относится к технике мозгового штурма, имеет ряд достоинств. Вот некоторые из них:

  1. Результативность. Правильно собранная синектическая группа и нестандартный подход работают быстрее других техник решения поставленных задач.
  2. Процесс поиска решений проходит максимально эффективно. Синектика предполагает использование сразу всех типов мышления. Каждый участник максимально раскрывает потенциал. Другие методы не могут похвастаться такими достижениями.
  3. Коллектив постоянно развивается. Он не только решает бессчетное количество задач. Каждый участник группы получает опыт, учится чему-то новому, находит общий язык с коллегами. Это благоприятно сказывается на работе компании.
  4. Уменьшаются посторонние затраты и случайные факторы. Во время классического мозгового штурма много времени уходит на перечисление вариантов решения проблемы. При синектике участники группы критикуют высказывания друг друга. В итоге находят реальные, применимые в данной ситуации решения, а не перечисляют все, что приходит в голову.

Несмотря на неоспоримые преимущества, у метода синектики есть и некоторые недостатки:

  1. Продолжительное обучение. Участникам синектической группы нужно пройти специальное обучение. Это семинары, онлайн курсы, тренинги. Сюда входит и чтение соответствующей литературы. В любом случае процесс займет немало времени.
  2. В группу стоит набирать только квалифицированных специалистов. Они должны быть мотивированы, иметь лояльное отношение к компании и желание участвовать в обсуждениях.

Еще одним недостатком считается отрыв от производства. Группе нужны разнопрофильные специалисты. Их отсутствие на месте снижает эффективность работы компании.

Как создать синектическую группу

Формирование группы происходит в 3 этапа:

  1. Первым идет отбор участников. Они проходят специальные тесты, по результатам которых определяют уровень эрудиции, образование, способность нестандартно мыслить, наличие знаний в отдельных сферах. Лучше, если у кандидатов разные профессии. Предпочтение отдается тем, у кого две несовместимые друг с другом специальности. Пример – инженер-экономист или физик-врач.
  2. Второй этап – обучение. В России метод синектики не пользуется популярностью. Поэтому касающихся его методических и учебных разработок нет. Да и опыт других стран игнорируется. За границей существуют специальные заведения, которые заняты подготовкой синектических групп. Процесс занимает год. Очные занятия проводятся в центрах. Это теория. После начинается практика. «Студенты» отправляются на свои предприятия решать реальные задачи.
  3. На последнем этапе подготовленную группу внедряют на фирму.

Иногда руководство компании решает создать синектическую группу из своих сотрудников. Другой вариант — заказать уже готовый коллектив для разового или регулярного сотрудничества.

Заключение

Метод синектики – возможность принимать нестандартные решения путем перенесения опыта из одной сферы в другую. В процессе работы не ограничивайте фантазию. Вам придется предлагать неожиданные и даже абсурдные варианты решения задач. Поначалу такая практика кажется нелепой. Но примеры говорят о ее эффективности. Вспомните хотя бы упаковку чипсов «Pringles».


Что это за метод – синектика? Назначение, суть и примеры

Известно, что при создании всех, даже самых гениальных литературных произведений их авторы используют при написании текста обычные слова. Это же касается и изобретений. Все они, в том числе и самые великие, созданы из повседневных для нас вещей. В чем же заключается их новизна? Во взаимосвязи, которая обладает синергетическим эффектом. Другими словами, общая величина эффекта в этом случае намного больше, чем отдельно взятых элементов того или иного продукта.

Синектика является системой креативного мышления. При этом она основана на предположении о существующей взаимосвязи между всеми, даже самыми непохожими на первый взгляд вещами. В этом и заключена суть метода синектики. Его применение является процессом создания или открытия новых идей, нового синтеза, новых связей и решений.

История креативного способа

Начало исследований в этой области относится к 1944 г. Именно тогда ученый из США Ульям Гордон вместе со своими единомышленниками начал наблюдать за процессом индивидуального творчества. Первым предметом подобных исследований явилась работа изобретателя, который стремился создать новый высотомер. В его задачу входило не только конструирование прибора, но и одновременное описание всех происходящих в самом конструкторе психических процессов, которое следовало наговорить на диктофон.

В 1945 г. Гордон начал серию интервью с людьми науки и искусства. Цель таких исследований заключалась в определении того психологического состояния, в котором творческие деятели находились в процессе своей работы. После проведенного анализа этих интервью стало очевидно, что существует четыре аспекта подобной деятельности. Они представляют собой такие процессы, как вовлечение и отделение, размышление, а также автономия объекта.

После этого были проведены эксперименты в лаборатории подводной акустики Гарвардского университета. Результатом стало утверждение исследователями сходства между творческими процессами в сфере искусства и науки.

В 1948 г. Гордон организовал наблюдение за группой художников. Это был так называемый Рокпульский эксперимент. Он позволил обнаружить некоторые нюансы творческого процесса, такие как использование группы в противоположность индивидууму.

Определение понятия

Слово «синектика» имеет греческие корни. Буквально оно означает соединение разных, на первый взгляд, явно несовместимых элементов. Основная идея синектики заключена в объединении нескольких творцов в одну группу. Это помогает совместно поставить, а затем решить конкретную творческую задачу.

Использование аналогий

Данный метод – это своеобразный мозговой штурм. Только в отличие от последнего синектика приветствует критику. Кроме того, мозговой штурм не ставит перед собой цель активного использования самых разных аналогий и сравнений.

Для того чтобы найти решение поставленной задачи, собирается группа людей (синектиков). Для нахождения правильного ответа на поставленный вопрос они начинают обсуждение темы. При этом ими используются различные аналогии. В синектике их всего четыре. Рассмотрим их подробнее.

Прямые аналогии

Под ними понимают любую схожесть, имеющуюся в различных объектах или системах, в которых решаются сходные задачи. К прямым, как правило, относят либо природные, либо технические аналогии. Где был использован данный метод синектики? Пример тому – изобретение кессонного способа возведения подводных строений. Его автор инженер Изамбар Брюнель пришел к гениальному решению после наблюдения за червем-древоточцем, который при бурении древесины образовывал трубчатый канал.

Личные (субъективные) аналогии

Данный метод предлагает изобретателю представить себя частью или деталью совершенствуемого предмета. Здесь от разработчика требуется пройти процесс мысленного перевоплощения, что возможно только при наличии яркого воображения.

Применение метода синектики субъективных аналогий ставит перед собой цель рассмотреть изнутри нюансы поставленной проблемы, что просто не под силу человеческому мышлению из-за его косности.

Это позволит увидеть и прочувствовать предмет изобретений с помощью простых размышлений. Порой высказывание подобных аналогий абсолютно нелепо. Однако это не главное. Ведь здесь важно другое. Творческому человеку необходимо заметить и прочувствовать новые аспекты и грани проблемы, которые просто невозможно разглядеть при использовании логических рассуждений.

Символические аналогии

Их также нередко использует рассматриваемый метод. Синектика при помощи символической аналогии определяет и выражает суть проблемы с использованием метафор и разнообразных сравнений. В этом случае изобретателю предоставляется возможность обнаружить конфликты и парадоксы в, казалось бы, понятных и привычных фактах. Данная аналогия является ценным инструментом в руках творческого человека. Она позволяет обнаружить «обычное в необычном», а также «необычное в обычном». При ее использовании предмет определяется с неожиданной, интересной и в то же время противоречивой стороны.

Яркие примеры символической аналогии можно найти в характеристике храпового механизма в виде надежной прерывистости, дерева, сравниваемого с качающейся твердыней, и т.п. Хорошо зарекомендовал себя данный принцип во многих сферах человеческой деятельности. Например, кинематограф и литература используют символические аналогии для представления противоречивой сути описываемых персонажей или явлений. Порой это отражается даже в названиях произведений: «Сухой лед», «Живые мертвецы» и т.д.

Фантастические аналогии

Данный метод генерирования новых идей потребует от изобретателя особой творческой раскованности и присутствия креативного мышления. В этом случае синекторам предлагается представить себе рассматриваемые явления, предметы и объекты вне всяких связей с существующими законами физики. При этом изобретатель должен увидеть свой продукт таким, каким он хотел бы его увидеть, невзирая на существующую реальность.

Нередко при решении поставленной задачи синекторы используют какой-либо сказочный атрибут, например, волшебную палочку. Можно также предположить и то, что подобным видом аналогии пользуются фантасты. Она им необходима при написании произведений.

Все рассмотренные выше аналогии синектики позволяют полностью охватить мысли и опыт людей. И это станет более понятно, если объяснить данную классификацию несколько иначе. Так, прямые и фантастические аналогии можно рассмотреть как реальные и нереальные, а личностные и символические – как телесные и абстрактные.

Однако стоит иметь в виду, что данные виды синектики не стоит считать фундаментальными. Ведь при своем широком практическом применении метод постепенно расширяет количество имеющихся у него средств, разрабатывая новейшие приемы разбора и углубленного изучения явлений и предметов.

Но для того, чтобы применить необходимую в каждом конкретном случае аналогию, важно правильно сформировать синектический коллектив. Этот процесс состоит из трех фаз, которые рассмотрим подробнее.

Отбор членов группы

На данной фазе применяются специальные тесты. При этом обращается особое внимание на присутствие у кандидатов самых разнообразных знаний, общей эрудиции, достаточного уровня образования, опыта в экспериментальной деятельности и гибкости мышления.

В группу синекторов подбирают людей самых разнообразных профессий. При этом желательно, чтобы у них были две, на первый взгляд, несовместимые специальности. Это может быть, например, физик-врач, инженер-экономист, химик-музыкант и т.д.

Обучение

Данная фаза формирования группы синектиков требует проведения среди специалистов соответствующей подготовки в специальных заведениях. Например, американские компании ведут подобную подготовку около года. При этом отобранные специалисты сдают несколько очных и заочных сессий.

Обучение проводят учебные центры, после чего будущие синекторы проходят практику в нанимающих их компаниях, во время которой решаются теоретические и реальные задачи.

Начало работы группы

Данная фаза является заключительной. Она проводится посредством внедрения группы в реально существующую среду. При этом компания, подготовившая подобных специалистов, использует их для разового или регулярного сотрудничества. Синекторы начинают свою работу на определенных условиях, осуществляя разработку предлагаемых им проектов.

Что дает компаниям подобный метод? Синектика позволяет предприятиям многократно повысить вероятность успеха при решении поставленной проблемы или задачи.

Условия для работы

Для успешного проведения синектической процедуры необходимы:

– обязательная изначальная абстракция участников группы от задач и проблем;
– сдержанность высказываемых мнений и отказ от окончательного умозаключения;
– непринужденность и естественность в обсуждениях;
– предрасположенность к моделированию и обыгрыванию ситуации;
– рациональность суждений.

Основные этапы

Как же решить все поставленные перед группой задачи? Метод синектики, как и любой другой креативный способ генерации уникальных идей, включает в себя несколько этапов. Стоит сказать, что данная категория также не является незыблемой. Начиная с того момента, когда был открыт метод синектики, этапы его применения постоянно видоизменялись и совершенствовались. Однако если взять их классическое описание, согласно труду Уильяма Гордона, то они выглядят следующим образом:

1. Проблема в том виде, в котором она дана. Особенностью данного этапа является то, что никто из участников группы, помимо ее руководителя, не знаком с конкретными условиями задачи и требуемым результатом. Это делается для того, чтобы синекторы были способны на уход от привычного хода мысли и абстрагирование. Именно поэтому на данном этапе компания лишь предлагает проблему, объект или явление.

2. Превращение в знакомое незнакомого. Прохождение данного этапа призвано открыть ранее неизведанные элементы. Для этого проблему делят на несколько частей. В результате она из одной незнакомой превращается в несколько обычных задач.

Читайте также:  Сколько можно зарабатывать на Яндекс.Дзен

3. Проблема в ее понимании. На данном этапе поставленная задача подлежит систематизации и обдумыванию. И это производится в том ракурсе, как она понимается членами собранной группы.

5. Сделать из незнакомого знакомое. Такой подход позволяет рассмотреть уже осмысленную и понятую проблему совершенно с другого ракурса.

6. Психологическое состояние. Данный этап предполагает особое состояние ума синекторов. Ведь они должны размышлять над уже понятой проблемой, используя при этом все виды аналогий, которые предлагаются методом.

7. Объединение с проблемой. Данный этап подразумевает сравнение самой подходящей аналогии с понятой задачей. При этом проблема должна быть освобождена от старой жесткой оболочки.

8. Точка зрения. Данная фаза позволяет перейти от аналогий к конкретной идее, которая затем и переносится на данную изначально проблему.

9. Проведение исследовательских работ. Этот этап весьма важен, так как подразумевает под собой критическую оценку идей и доведение их до практики.

Заключение

Несмотря на то что компании могут решать самые разнообразные стоящие перед ними задачи, метод синектики является весьма сложным в применении и используется далеко не всеми. На это, как правило, идут только крупные предприятия, способные привлечь к работе опытных специалистов и обучить свой персонал премудростям этой удивительной науки. Для обычного же человека при решении творческой задачи подойдет использование аналогий, которые являются основным инструментом синектики.

Метод синектики – что это такое

Синектика представляет собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами учащихся с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод «синектика» был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х годов XX в. Этот метод основан на принципах мозгового штурма. Однако если обычный метод мозгового штурма проводится людьми, не обученными специальным творческим приемам, то синектика предполагает участие постоянных групп и широко использует соответствующие аналогии и ассоциации. Члены группы получают инструкцию генерировать идеи, подходы или решения. Они не должны критиковать никакие идеи, исходящие от других синекторов. Вместо этого члены группы поддерживают чужие идеи, развивая и модифицируя их.

Синектика суть нечто более структурированное, нежели просто “лавинообразное” порождение идей, как при «мозговом штурме». Учитель управляет синектической группой, стараясь донести до неё видение проблем, потребностей или действий в свете новых и часто необычных перспектив. Например, педагог может предложить группе вообразить, что у наречия появилось окончание. Что произойдёт с этой неизменяемой частью речи?

Роль учителя на синектических заседаниях состоит в использовании разнообразных техник для создания некритичной, спокойной, благожелательной атмосферы и в то же самое время увести ребят от устоявшихся привычных типов, моделей восприятия и решения проблем и подтолкнуть к более творческим и инновационным способам анализа.

Ещё одним моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения. Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается ребёнком после того, как он сам ее придумает. Эта целостность может быть принята другими детьми как верная, полезная или отвергнута как неверная. Нерациональная информация нередко является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Феномен “инсайта” проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.

Таким образом, в синектике результаты решения проблемы рациональны, процесс же, приводящий к решению, нерационален. Необычным также является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. В группе синекторов престижем является способность рисковать, выполнять трудные задания. Каждый стремится взять на себя наибольшую часть трудностей.

Существует три общих типа действий синекторов:

1. Игра со словами, со значениями и дефинициями.

Она включает в себя преобразование специфической проблемы в ее определение с помощью обобщающего слова или высказывания. Например, местоимение – часть речи, которая выступает ВМЕСТО ИМЕНИ существительного, ИМЕНИ прилагательного, ИМЕНИ числительного.В этот механизм также была включена

“инверсия” – как еще один метод обыгрывания уже принятых значений.

2. Игра с отрицанием какого-либо основного закона, научного понятия.

В рамках этих действий группа задает себе ситуацию, в которой нарушен один из законов, например, в сложном предложении не всегда ставится запятая между его частями. Почему?

3. Игра с метафорой.

Обыгрывание метафоры – один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое – знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами, например, при изучении темы «Омонимы» обыгрываем примеры «музыкальный ключ, ключ от квартиры, ключ с чистой водой». Сюда же относится и механизм персонификации с его основным вопросом: “Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?”

Синектика обычно используется в двух основных направлениях: 1) для выработки, создания новых представлений (от известного к неизвестному) и 2) для овладения новыми представлениями (от неизвестного к известному).

1.Овладение новыми представлениями (от неизвестного к известному). Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему, пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет человеку свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен, и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может “проглотить” эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться.

Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны – это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

2. Создание новых представлений (от известного к неизвестному).

Превратить знакомое в незнакомое – означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В “известном мире” предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного – основа творчества.

В каждом из указанных направлений возможно использовать четыре метафоричных по характеру механизма превращения: личную, прямую, символическую и фантастическую аналогию. Аналогия при этом выступает эффективным средством создания условно-речевой ситуации, мотивирующей говорение на заданную тему. Приведём примеры использования подобных аналогий на занятиях по русскому языку.

Личная аналогия освобождает человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа, представляет собой «вхождение в образ» и может быть обусловлена такими коммуникативными заданиями, как например: «Представьте себе, что вы имя прилагательное, расскажите, какими себя видите? Что произойдёт с вами, если вы ещё и выполняете работу эпитета в тексте?»

Прямая аналогия основана на сравнении параллельных фактов из различных областей, это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Она требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать. На прямой аналогии строим задания типа «почему главная значимая часть слова называется корнем?» Ребята чаще всего проводят аналогию корня слова и корня растения, указывая на их главенствующую роль.

Символическая аналогия использует объективные и неличные образы, чтобы описать проблему. Цель символической аналогии – обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия – это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Синекторы утверждают, что символическая аналогия – незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть “необычное в обычном”. Приведем пример такого видения анализируемых объектов: при изучении темы «Фигуры речи» затруднение вызывает понятие «зевгма» (синтаксическая конструкция, которая состоит из ядерного слова и зависящих от него однородных членов, равноценных грамматически, но семантически разноплановых, например: «О, сицилийский рай! Апельсины, грейпфруты, гранаты, автоматы, пистолеты». (М. Мишин). Один из учеников предложил такое определение зевгмы: «Чушь в ряду однородных членов». Грубо? Грубовато. Но запомнили все! Вообще тема тропов и фигур благодатна в плане символических аналогий. Например, перифраз и есть по своей сути символическая аналогия (царица хлада – зима, лучшая половина рода человеческого – женщины и т.д.). Главное, помочь детям включить воображение.

Фантастическая аналогия предполагает сравнение с фантастическими образами, сказочными персонажами, героями мифов и легенд, и т.п. Все знают о Бабе-Яге. А кто такая Баба ЕГЭ? Этого сказочного персонажа придумали ученики. Баба ЕГЭ давала им самые сложные задания перед выпускными экзаменами, готовила ловушки. А они, подобно сказочным героям, преодолели все преграды на экзаменах.

Суммируя сказанное, можно заключить, что метод синектики способствует развитию творческих способностей и критического мышления учащихся, созданию положительного эмоционального настроя, мотивирует и активизирует речевую и мыслительную деятельность субъектов учения, содействует их личностному самораскрытию.

Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006.

Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: Московский педагогический университет, 1999.

Генерация идей методом синектики

Существует немало различных методов генерации идей, которые успешно применяются людьми для решения стоящих перед ними задач. Они используются в сфере менеджмента, производства и других областях. Одним из таких методов является метод синектики.

Синектика – это комбинирование разнородных, а в некоторых случаях даже несовместимых элементов исследуемых объектов для решения задач и поиска творческих решений. Метод синектики является усовершенствованным методом мозгового штурма, который получил широкое распространение.

История возникновения метода

Сооснователь метода Уильям Гордон

Метод синектики появился в начале 50-х годов 20 в. Его сооснователями являются американский изобретатель и исследователь человеческого мышления Уильям Гордон и его коллега Джордж Принс. Они пришли к выводу, что индивидуальное и коллективное творчество аналогичны друг другу. У. Гордон основал исследовательскую группу для работы над новым методом, который получил название «синектика», что в переводе с греческого означает «соединение разнородных элементов».

Синектический штурм – это усовершенствованный метод мозгового штурма, в основе которого лежит поиск аналогий. У. Гордон считал, что избавление от ограничений мышления в процессе решения задач можно устранить, если искать способ решения через аналогии. Для этого необходимо найти аналогию поставленной задаче в другой области знаний и попробовать на ее примере придумать новое решение.

Ярким примером применения метода синектики на практике является инновация в производстве картофельных чипсов Pringles. Американская компания Kellogg, занимающаяся выпуском сухих завтраков, столкнулась с неразрешимой проблемой: как уменьшить объем воздуха в упаковке с чипсами, чтобы сделать ее более компактной, но при этом не допустить крошения хрупкого продукта. К решению этой задачи руководство компании привлекло У. Гордона. С помощью метода синектики он провел аналогию между чипсами в упаковке и опавшей листвой, которую собирают в мусорные пакеты. Сухая листва заполняет собой больше пространства, нежели влажная. Влажные листья более мягкие и пластичные, поэтому их можно упаковать в пакеты для мусора в большем объеме, и тем самым сэкономить на количестве используемых пакетов. По этой аналогии он предложил производителям новый метод формовки и смачивания сухой картофельной муки, из которой изготавливаются чипсы. Это позволило сделать упаковку более компактной.

В 1961 году У. Гордон выпустил книгу «Синектика: развитие творческого воображения», которая впоследствии обрела широкую известность. Позднее Гордон стал основателем компании Synectics Inc., занимающейся разработкой креативных идей и обучением творческому мышлению.

Как работает метод синектики

Суть метода синектики состоит в решении задач по аналогии и подборе соответствующих аналогий. Выделяют четыре типа аналогий:

  1. Прямая аналогия. Это сходство, которым обладают элементы систем и объектов, решающих похожие задачи. К прямой аналогии можно отнести техническую или природную схожесть. Например, для усовершенствования технологии окраски мебели можно рассмотреть способы окраски бумаги или кинопленки, а также обратить внимание на особенности окраса природных объектов – цветов, минералов, животных.
  2. Символическая аналогия. Основана на использовании различных сравнений, метафор и поиске парадоксов в привычных и знакомых вещах или явлениях. Этот тип аналогии направлен на поиск необычного в обычном и обычного в необычном, то есть определение и характеристику предметов и явлений с неожиданной стороны. Символическая аналогия нашла широкое применение в различных сферах жизни, например, в литературе и кинематографе она используется для раскрытия противоречивой сути персонажей. Символическая аналогия ярко отображается в таких выражениях, как: «живой мертвец», «без вины виноват» и другие, уже прочно вошедшие в обиход, выражения.
  3. Личная аналогия. В ее основе лежит процесс мысленного отождествления себя с объектом исследования или какой-то его частью. При использовании этого типа аналогии исследователь должен представить себя в роли изучаемого предмета и примерить на себя его функции. Личная аналогия дает возможность отбросить стереотипные ограничения мышления и взглянуть на предмет с необычного ракурса. Приводимые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, но их задачей является попытка раскрытия новых, неизвестных сторон и аспектов предмета. Для работы с этим типом аналогии необходимо обладать хорошо развитым воображением и актерскими способностями.
  4. Фантастическая аналогия. В ее основе лежит представление исследуемого объекта в нереальных, фантастических условиях, где не действуют привычные законы и явления. Это позволяет придумать решение без привязки к объективной реальности. Писатели-фантасты часто используют этот тип аналогии в своих произведениях.
Читайте также:  Штатное расписание ООО: образец

Этапы реализации метода синектики

Процесс генерации идей представленным методом включает в себя несколько этапов, которые описал в своей книге У. Гордон. Что представляют собой эти этапы:

  1. Проблема, как она дана. На этом этапе никто из участников группы, кроме руководителя, не знает, какие конкретно условия задачи перед ними поставлены, и какой результат должен быть достигнут. Считается, что если условия известны заранее, то человеку трудно будет абстрагироваться от привычного мышления, что усложнит процесс творческого поиска. На данном этапе работы участникам группы представляется только сама проблема в общем виде.
  2. Превращение незнакомого в знакомое. Проблема делится на составные части, то есть одна сложная задача разбивается на несколько более простых.
  3. Проблема, как она понята. Члены группы обдумывают и анализируют проблему на основе данных, полученных на предыдущем этапе работы.
  4. Оперативные механизмы. На этой стадии работы подбираются различные метафоры и аналогии, которые позволяют глубже вникнуть в суть проблемы.
  5. Из знакомого сделать незнакомое. Рассмотрение уже понятой проблемы с иного ракурса, в новой, нетрадиционной форме.
  6. Психологическое состояние. Участники процесса размышляют над проблемой, как она понята. В ходе работы применяются все типы аналогий.
  7. Объединение с проблемой. Наиболее соответствующую аналогию сопоставляют с проблемой, как она понята, в результате чего проблема утрачивает свои прежние ограничения.
  8. Точка зрения. Теперь участники переходят от аналогии к нахождению решения задачи. Разработанные идеи и найденные решения переносят на проблему, как она дана.
  9. Принятие решения и научно-исследовательская работа. На заключительной стадии работы эксперты проводят критическую оценку, а также доводят идею до практической реализации.

Создание синектической группы

Поскольку метод синектики применяется для коллективного поиска идей, для его реализации требуется создание специальной синектической группы. Члены такой группы называются синекторами. В качестве синекторов выбирают людей, имеющих разные профессии и образование, коммуникабельных, с хорошо развитым мышлением и воображением. Чем более обширными знаниями обладает каждый член группы, тем лучше. Обычно в группу входит 5–7 человек. Группа проходит специальное обучение. Как правило, срок обучения составляет один год, после чего синекторы приступают к решению практических задач.

Синектическая группа работает по определенным правилам. Ее члены имеют разное образование и обладают разными знаниями, но среди них должен быть эксперт в области рассматриваемой проблемы. Группа не имеет одного лидера. Роль руководителя переходит от одного члена коллектива к другому. Синекторы не имеют права обсуждать достоинства и недостатки друг друга. Каждый участник может прекратить работу, если чувствует усталость.

При успешной организации и грамотно построенной специфике работы синектическая группа может принести огромную пользу компании, которая нанимает ее.

Метод синектики

Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму — Synectics Inc., обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые — они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс — формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

Метод синектики появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма . Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

Виды аналогий метода синектики

  1. Прямая аналогия — это любая похожесть, имеющая отыскиваемые элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи. Прямая аналогия чаще всего – природная или техническая аналогия. Например, прямой аналогией для улучшения методов окраски предметов мебели может быть процесс окрашивания кинопленки, бумаги либо рассмотрение на предмет окраски птиц, цветов или минеральных камней. Ярким примером метода синектики и использования прямых аналогий можно считать изобретение Изамбара Брюнеля — кессонный метод сооружения подводных строений. На это инженера натолкнуло наблюдение за червем-древоточцем, образующем при бурении древесины трубчатый канал.
  2. Символическая аналогия позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения, и заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фактах. Данный вид аналогии – это ценный инструмент для обнаружения «обычного в необычном» и наоборот — «необычного в обычном». По сути, он заключается в неожиданном определении предмета (как правило, состоящего из двух слов), показывающем его с интересной и противоречивой стороны. Примером символической аналогии может быть характеристика: храпового механизма как надежной прерывистости; дерева как качающейся твердыни, неподвижного движения или занозистой гладкости; шлифовального круга как точной шероховатости и т.п. Данная аналогия синектики хорошо зарекомендовала себя во многих областях, в том числе в кинематографе и литературе для вскрытия противоречивой сути обрисовываемых явлений или персонажей и отражения ее в названии: «Живые мертвецы», «Сухой лед», «Без вины виноватые» и т.д.
  3. Субъективная или личная аналогия синектики предполагает представление себя рассматриваемым и совершенствуемым предметом (его частью или деталью). Она требует от разработчика способность перевоплотиться, ведь для того, чтобы примерить на себе функции объекта, вжиться в роль неодухотворенного предмета, необходимо обладать ярким воображением. Главная задача личной аналогии — позволить рассмотреть такие нюансы изучаемой проблемы, которые, в силу косности человеческого мышления, не могут быть увидены и прочувствованы при помощи простых размышлений. При этом высказываемые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, здесь главное прочувствовать и заметить новые, не воспринимаемые до этого грани и аспекты, которые невозможно разглядеть, используя логические рассуждения.
  4. Фантастическая аналогия, как и предыдущие синектические аналогии, требует от синекторов наличия развитого креативного мышления и творческой раскованности. Участники представляют себе объекты, предметы и рассматриваемые явления в отрыве от существующих физических законов и воображают их такими, какими хотели бы их видеть, невзирая на реальность. Часто для решения какой-либо задачи, определяя конечный результат, синекторы используют волшебную палочку или другой сказачный атрибут. Можно предположить, что фантасты при написании своих произведений вовсю используют метод синектики и в частности этот вид аналогий.

То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические — телесные и абстрактны. Однако об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.

Формирование синектического коллектива

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

  1. Первая — отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.
  2. Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.
  3. Заключительная фаза — внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии .

Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

  • Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.
  • Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.
  • Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.
  • Проявление рациональности в суждениях.

Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.

Этапы проведения метода синектики

Как и любой другой креативный метод генерации идей, метод синектики состоит из нескольких этапов, которые начиная с момента его создания, постоянно совершенствовались и видоизменялись. Если же брать фазы синектического процесса такими, какими они описаны Уильям Гордоном, в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», выглядят они следующим образом:

  1. Проблема как она дана. Особенность этой фазы заключается в том, что никто (кроме руководителя) из участников синект-сессии не посвящается в конкретные условия задачи и необходимый результат. Считается, что раннее определение задачи не позволит уйти от привычного хода мыслей и затруднит абстрагирование. Здесь просто представляется проблема, явление или объект.
  2. Превращение не знакомого в знакомое. Открываются ранее неоткрытые элементы — проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных задач.
  3. Проблема как она понята. Обдумывается и систематизируется проблема, как она понимается членами группы исходя из того, что получилось на предыдущем этапе.
  4. Оперативные механизмы. На этом этапе идет игра с метафорами, используются аналогии родственные проблеме и проблема, как понятая, раскрывается еще больше.
  5. Из знакомого сделать незнакомое. Это позволяет рассмотреть проблему уже понятую и осмысленную в новой форме, с иной точки зрения.
  6. Психологическое состояние. Эта фаза подразумевает особое состояние ума к проблеме как она понята, идет размышление над ней. Используются все виды аналогий.
  7. Объединения с проблемой. На этом этапе самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой. Проблема как понятая освобождается от своей старой жесткой формы.
  8. Точка зрения. На этой фазе происходит переход от аналогии к конкретному решению, идее. Идеи переносятся на проблему «как она дана».
  9. Принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ. Важным элементом является критическая оценка идей экспертами и доведение ее до практики.

В настоящее время этапы метода синектики упрощены и выглядят более понятно. Хотя на самом деле этот метод очень сложен в применении. Не просто же так обучение синекторских групп длится целый год. Если владелец крупного предприятия решит использовать этот метод, ему так или иначе надо будет найти опытных специалистов, обучающих персонал всем премудростям синектики. Обычный же человек для решения творческих задач может использовать аналогии, являющиеся важным инструментом метода синектики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию